МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУФИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Американский исламовед П. <...> Хек*, обращаясь к вопросу о суфизме и политике, отмечает, что еще в XIX в. суфийские сетевые организации (братства-тарика) сыграли важную роль в сопротивлении европейским колониальным державам, в частности Франции в Северной Африке и России на Северном Кавказе. <...> Некоторые тарики выступали против постколониальных государств, которые настойчиво стремились секуляризировать местные общества, например, в первые годы существования республики в Турции и до 1982 г. в Сирии. <...> В то же время суфийские сети поддерживали двусмысленные отношения с исламскими республиканскими режимами, охотно сотрудничая с ними и даже позволяя определять (в соответствии с государственным интересом), чтό есть «истинный» суфизм. <...> Так, братство накшбандийя после 1982 г. кооперировалось с бааситским руководством САР и даже кооптировалось им, в то время как в соседней Турции согласование им позиций с властями никогда не переходило в прямую кооптацию. <...> В Марокко бутшишийя Сиди Хамзы позиционировала себя как ментора всего общества и советника правителя, в то время как ответвление того же братства группа «Справедливость и благотворительность (Абд ас-Салам Йасин)» вела активную проповедническую деятельность неофициально. <...> Однако духовность не была безразлична к проблеме власти, и неверно навешивать на суфизм ярлык квиетизма, противопоставляя его активистскому исламизму. <...> Для поддержания этического баланса мусульманский социум нуждается во внутреннем обновлении (тадждид). <...> Задача наставника – научать и вразумлять общество, одновременно отвергая бразды правления, дабы не скомпрометировать нематериальную природу своего авторитета. <...> Для иллюстрации этих двух амплуа автор выбирает две фигуры – сирийца Мухаммада аль-Хабаша (род. в 1962 г.) и марокканца Абд ас-Салама Йасина (род. в 1928 г.). <...> В отличие от него Йасин, бывший ученик шейха <...>