Если для «маргинальных» групп мечети выступают значимым источником социальной поддержки, то для значительной доли населения религиозные институты не являются фактором коммуникации и средством решения материальных и бытовых проблем. <...> Посещая службы, совершая ритуалы, не встраиваясь при этом в жизнь общины, люди усваивают лишь ценностно-нормативные аспекты религиозного социального капитала. <...> Формирование мусульманских общин не носит массовый характер, а локализовано активностью отдельных мечетей, формирующих свои социальные сети, реализующих благотворительную и просветительскую деятельность. <...> Можно предположить, что особенности религиозной идентификации и поведения не позволяют исламу стать весомым фактором социального капитала для большинства мусульман в Татарстане в настоящий период. <...> , кандидат юридических наук (ДГУ, Кизлярский филиал, г. Кизляр) КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (на примере Республики Дагестан) Россия представляет собой яркий пример полиэтничного и поликонфессионального государства, в котором внутриконфессиональные, а также межконфессиональные отношения приобрели большую значимость. <...> Современная модель государственно-конфессиональных отношений обогащена разнообразием региональных моделей в зависимости от специфики конфессионального пространства отдельного региона. <...> Особенно это характерно для обладающих более высоким политико-правовым статусом республик в составе РФ, где этническая и конфессиональная принадлежность во многом влияла на формирование национально-региональной идентичности (Башкортостан, Татарстан, Дагестан, Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия). <...> В этноконфессиональном отношении Дагестан всегда считался одной из сложных республик, так как здесь живут представители 100 народов, из которых 32 коренных, и конфессиональное 77 пространство формируют почти все религиозные конфессии: исламская, христианская <...>