так называемого «черкесского геноцида» и т.д.) способны если не дезавуировать, то по крайней мере серьезно ограничить намечающееся сотрудничество. <...> Оценивая общее наследие отечественных традиций изучения Кавказа, стоит отметить их тесную связь с процессами государственного строительства в регионе. <...> В частности, фундаментальные сдвиги в теоретических и методологических основаниях российского и советского кавказоведения были обусловлены не столько накоплением эмпирических данных, требовавшим пересмотра господствующей парадигмы (в соответствии с теорией «научных революций» Т. <...> Куна), сколько кардинальными поворотами в политическом, социально-экономическом, культурно-идеологическом развитии России по крайней мере дважды в XX в. – в 1917 и 1991 гг. <...> 20 лет назад проходившие по Большому Кавказскому хребту административные границы стали едва ли не в одночасье государственными, создав принципиально новую геополитическую ситуацию, осмысление которой продолжалось все последующие годы. <...> Продолжается оно и сейчас, однако становится все более очевидным, что идеологически ориентированная на Запад «перестройка» в государствах Ближнего Востока, выдержанная в духе «догоняющего развития», обернулась провалом. <...> Попытки воспроизвести эту «ближневосточную модель» в странах Кавказа и Центральной Азии обернутся новыми конфликтами, углублением социального расслоения и в конечном итоге общественным взрывом. <...> Сергей Золотухин, кандидат социологических наук (Казахстан) РУССКИЕ В КАЗАХСТАНЕ Массовая социальная мобильность русских на территорию Туркестана началась примерно с середины XVIII в. <...> На землях современного Казахстана оказались выходцы из славянских групп 64 населения царской России, СССР, приехавшие сюда в разные времена. <...> Различия русских, украинцев, белорусов, казаков актуализировались с распадом СССР и образованием независимых России, Украины, Белоруссии, возрождением казачества как самостоятельной <...>