И в других мусульманских странах и регионах прослеживается пусть и не столь выраженная тенденция к определенному снижению. <...> Во-вторых, нужно учитывать раздробленность, разобщенность мира ислама, отсутствие в его составе явного лидера. <...> Наличие многих центров притяжения, многополярность современной исламской цивилизации обостряют борьбу за лидирующие позиции, накладываясь на такие явные и скрытые противоречия, как соперничество суннитов и шиитов, арабов и неарабов, представителей соседствующих этносов, последователей различных сект и школ, сторонников разных идеологий и программ действий. <...> На протяжении Нового времени по числу последователей в мире явно лидировали христиане, в первую очередь католики, сильнейшие позиции занимали представители китайских этнических верований, а также индуисты. <...> В XX в. сотни миллионов причисляли себя к нерелигиозным людям. <...> Изменения в структуре религиозной принадлежности населения мира не несут сами по себе чего-то априори негативного. <...> Религиозно-демографический ресурс залегает «глубоко» и трудно поддается тотальной мобилизации. <...> Что касается региональных аспектов этноконфессионального ресурса, то он, безусловно, уже играет и будет в дальнейшем играть немаловажную роль в международно-политических процессах и конфликтах. <...> Но и тут религиозная принадлежность остается одним из фоновых факторов далеко не решающего свойства. <...> Для России Центральная Азия (ЦА) является стратегическим регионом. <...> И не только потому, что влияет на сохранение стабиль187 ности и безопасности ее южных границ. <...> Немаловажное значение для РФ имеет экономический потенциал ЦА, ее богатейшие недра и трудовые ресурсы. <...> Вышедшая в свет монография доктора экономических наук, член-корреспондента РАН Г.И. <...> Чуфрина «Россия в Центральной Азии»1 посвящена важнейшим проблемам развития отношений России со странами ЦА в период после распада СССР. <...> В блоке, связанном с проблемами региональной безопасности <...>