Борис Долгов, востоковед МУСУЛЬМАНСКАЯ ДИАСПОРА ВО ФРАНЦИИ: СВЕТСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ИСЛАМСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ Кризис в социально-экономической сфере во многих странах арабо-мусульманского мира, политическая нестабильность, усиление террористической активности, репрессивные действия властей – все эти явления имели одним из своих последствий миграцию отсюда значительного числа людей. <...> Основной поток мигрантов направлялся в страны Европейского союза (ЕС), где в 2000-х годах проживало от 15 до 18 млн. мусульман. <...> Мусульманская диаспора обладает своей собственной культурной и религиозной идентификацией. <...> Этот феномен связан с особенностями исламской идентификации. <...> Ислам в процессе своего исторического развития стал для большого числа мусульман не 156 только религией, но и образом жизни. <...> На протяжении веков ислам выработал систему культурных, моральных и этических норм. <...> В силу особенностей исторических связей между Францией и странами Магриба арабо-мусульманская диаспора во Франции является самой многочисленной в Европе и составляет, по разным оценкам, свыше 5 млн. человек (население Франции на 2008 г. насчитывает 64,5 млн. человек). <...> Это связано, в том числе, с Первой мировой войной, когда большое число магрибинцев, в первую очередь алжирцев, было призвано во французскую армию для участия в боевых действиях. <...> Часть французских мусульман восприняла европейские цивилизационные ценности. <...> Они воспринимают ислам как основу своей цивилизационной идентификации. <...> Мусульманская община во Франции располагает своими профессиональными, гуманитарными, просветительскими, политическими и религиозными организациями. <...> В процессе социокультурного развития в мусульманской общине сложилось несколько направлений восприятия и следования нормам ислама. <...> Некоторые мусульман157 ские идеологи, такие, например, как достаточно популярный среди молодых французских мусульман профессор Фрибургского университета Тарик Рамадан <...>