Владислав Лекторский, академик РАН (Институт философии РАН) КАК ВОЗМОЖЕН ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Есть свойство и признак человеческого общения, без и вне которого рассуждать о диалоге цивилизаций просто нельзя. <...> Это толерантность, или в русском переводе терпимость, выступающая как первоначальное, исходное условие любого плодотворного диалога. <...> Можно рассматривать диалог как один из способов проявления толерантности (мне самому приходилось писать именно в таком духе). <...> Однако лучше все-таки различать толерантность и диалог: диалог предполагает толерантность, последняя же может и не сопровождаться диалогом. <...> Но с самого начала хочу подчеркнуть, что в понимании роли диалога цивилизаций в современном мире существует определенная неясность. <...> Получило распространение, например, мнение о том, что именно этого рода диалог является универсальным способом решения тех сложных проблем, которые порождает современное социальное развитие, в частности процесс глобализации. <...> Вопервых, потому, что глобализация при некоторых обстоятельствах может и не нуждаться в диалоге такого рода. <...> Тот тип глобализации, который сегодня реально разыгрывается, никакого межцивилизационного диалога не предполагает. <...> Ибо в действительности происходит экспансия на все регионы мира системы рыночной экономики, современных информационных технологий и сопутствующей им массовой культуры. <...> Та глобализация, которая является сегодня реальным фактом, ведет к нивелированию цивилизационных различий, к гомогенизации человечества в целом. <...> Но в таком случае межцивилизационный диалог просто бессмысленен, ибо речь идет как раз о создании унифицированной, гомогенной цивилизации, а не о разных цивилизациях, которые могут вступать (или не вступать) в диалог друг с другом. <...> Значит, когда мы говорим о возможности и даже о необходимости диалога цивилизаций, мы имеем в виду не ту глобализацию, которая реально совершается ныне, а ту, которая нам представляется <...>