Камалудин Гаджиев, исламовед НАЦИОНАЛИЗМ И ИСЛАМ НА КАВКАЗЕ: ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Немаловажную роль в формировании нации и национальной идеи играет религия. <...> Ирония состоит в том, что мировые религии в силу своей универсальности призваны стирать этнические, языковые, политические и иные различия между людьми и народами. <...> Некоторые авторы считают возможным говорить об этнической религии. <...> В определенных ситуациях тот или иной народ избирает этническую религию, чувствуя свое отличие от соседних народов и государств. <...> Например, Иран сохранял свою идентичность в отношении окружающих народов и стран, сначала оставаясь приверженным зороастризму, а затем, после обращения в ислам, разработав собственную – шиитскую его версию. <...> Показательно и то, что в османской Турции панисламизм во многом выступал в качестве своего рода орудия, служащего интересам реализации основополагающих установок пантюркизма. <...> В Кавказском регионе почти половина, если не большая часть, придерживается населения удины, различных принадлежащие к лезгинской этнолингвистической группе, придерживаются монофизитской ветви христианства, незначительная часть лезгин – шиитской, а подавляющее их большинство – суннитской версии ислама. <...> Среди осетин есть приверженцы как христианства, так и ислама. <...> В то же время есть также случаи, когда члены одной и той же этнолингвистической группы представляют разные религиозные течения. <...> Например, Абхазия находилась под господством Турции, часть населения была обращена в ислам. <...> Но несмотря ни на что, в силу целого комплекса факторов, в последние десятилетия именно ислам задает тон в дискуссиях о геополитических перспективах Кавказского региона, хотя в данном случае речь идет лишь о части региона – главным образом, Азербайджане и Северном Кавказе. <...> Необходимо отметить, что с рассматриваемой точки зрения Кавказ является частью так называемого «мусульманского Севера», который, в свою очередь <...>