, исламовед СВОЕОБРАЗИЕ ИСЛАМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В статье рассматривается достаточно узкая тема, за которой, однако, скрывается обширная проблема центральноазиатского ис97 лама. <...> Цель исследования – основываясь на некоторых данных, характеризующих реалии культуры и элементы религиозной практики оседлого населения Центральной Азии, – передать своеобразие местного ислама. <...> Вопрос заключается в том, насколько правомерна постановка проблемы центральноазиатского ислама как регионального выражения этого религиозного учения. <...> Разбор сюжетов представляет определенную трудность, главным образом из-за того, что его анализ продолжает оставаться вне поля зрения исследователей. <...> Данные, которыми я оперирую, иллюстрируют отношение к огню в культуре таджиков. <...> Также затрагивается культ святых и связанный с ним институт паломничества в религиозной практике таджиков. <...> Опыт изучения проблемы огня в культуре автохтонного ираноязычного населения Центральной Азии, неотъемлемой частью которого являются таджики, показывает, насколько хорошо исследователи информированы о внешней стороне использования этой стихии в быту и как мало нам известно о системе воззрений и убеждений, определяющих отношение к этому природному элементу. <...> При исследовании отношения населения к этой стихии мироздания, некогда служившей объектом культа предков современных ираноязычных народов, обнаруживается, что не все было утрачено в результате процессов, неоднократно изменявших картину их мира. <...> Накопленный материал показывает, что огонь как эпицентр события и способ эмоционального переживания представлен практически во всех обрядах жизненного цикла таджиков, не только проявляя себя как необходимый элемент, но и передавая смысл церемоний. <...> После смерти и выполнения необходимых очистительных процедур в специально отведенном и соответственным образом приспособленном месте (обычно на берегу небольшого стока воды, под открытым <...>