ческих дивидендов, которые получает Российское государство в виде налоговых поступлений от действий агентов РИЭМ, эта модель интегрирует российское сообщество на основе позитивных духовных ценностей ислама. <...> Важно также понять, что РИЭМ – это и перспективные экономические возможности России по освоению новых рынков сбыта продукции в исламском мире. <...> , кандидат исторических наук (ИИ АН Республики Татарстан) РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ КОНФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ: К ВОПРОСУ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ У ТАТАР Одной из характерных черт развития России постсоветского периода является процесс так называемого «религиозного возрождения». <...> Но даже при всей его условности и неоднозначности очевидна возрастающая социальная значимость религии. <...> Все активнее происходит процесс политизации религии, на рубеже 1980–1990-х годов проявившийся в использовании религии в идеологии национальных движений, других общественно-политических организаций, а позже – в государственной политике, как внутренней, так и внешней. <...> Процесс «религиозного возрождения» обусловлен комплексом обстоятельств, характерных для российской ситуации переходного периода. <...> Главную роль, на наш взгляд, сыграла смена государственной идеологии, когда процесс демократизации коснулся права на свободу вероисповедания и таким образом сработал «эффект отпущенной пружины». <...> Важными факторами «религиозного возрождения» в 1990-х годах явились также политическая, социальная, экономическая нестабильность, морально-нравственное состояние общества: неуверенность в будущем, разочарованность в прежних идеалах, духовно-нравственная деградация. <...> Важнейшую роль сыграл 51 также подъем этнонационального самосознания, главным компонентом которого является религия. <...> Процессы религиозного и этнонационального возрождения не только совпали по времени, но в значительной степени взаимосвязаны и взаимообусловлены. <...> Попытки различных политических <...>