академик РАН ЭПОХА ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕН И ДИАЛОГ КУЛЬТУР Можно констатировать, что современная цивилизация находится на переломном этапе своего развития. <...> Почти очевидно, что нужно менять стратегию развития, поскольку человечеству угрожает обострение глобальных кризисов. <...> Но возникает вопрос: что означает изменение стратегии развития? <...> И тогда вопрос о стратегии развития современной цивилизации трансформируется в проблему ценностей и их изменений. <...> Я думаю, что предложить она может немало, потому что сама природа ее знания такова, что она всегда апеллирует к базисным ценностям социальной жизни. <...> Анализируя тенденции цивилизационного развития, философия призвана ответить на вопрос, в чем заключается система базисных ценностей современной цивилизации и что должно и может измениться в этой системе. <...> Для этого предварительно следует уточнить понятие цивилизации и ввести представление о типах цивилизационного развития. <...> В этом значении под цивилизационными достижениями понимается прежде всего развитие, системное усложнение и расширение «второй природы» – мира созданных человеком предметов и процессов, который непосредственно окружает его и обеспечивает его выживание в природе. <...> В этом смысле говорят о цивилизационных достижениях как о технико-технологических инновациях, таких как изобретение колеса, паровой машины, автомобиля, самолета, освоение электричества, атомной энергии. <...> Кроме них есть цивилизационные достижения, которые обеспечивают регуляцию социальных связей и отношений людей. <...> Изобретение письменности, возникновение права, рынок и деньги, демократия, права человека – тоже цивилизационные достижения. <...> Второе значение понятия «цивилизация» характеризует особый тип общества, возникающий на определенной ступени исторического развития, когда происходит переход от первобытного состояния к первым сельским и городским цивилизациям древности. <...> В основе этого понимания лежит <...>