Его утверждение: «Ислам сегодня перестал быть только формой семейного и общественного самосознания и стал важнейшим элементом этнического самосознания и идеологического осмысления современной действительности» – подтверждает влияние идеологии и политики на роль ислама в конструировании регионального политического дизайна. <...> Найма Нефляшева, публицист (Центр цивилизационных и региональных исследований РАН) ОТ ТРАДИЦИИ К МОДЕРНИЗАЦИИ ИСЛАМА В АДЫГЕЕ Адыгея – республика в составе РФ – занимает территорию в 7,8 тыс. кв. км, население – 447 тыс. человек (2002). <...> Специфика демографической ситуации в Адыгее заключается в преобладании здесь русского населения, так как после окончания Кавказской войны 94% адыгского населения переселилось в Османскую империю. <...> Адыгейцы составляют наряду с современными кабардинцами и черкесами группу адыгских народов, говорящих на родственных языках адыго-абхазской группы кавказской языковой семьи. <...> Особенностью социальнополитического устройства адыгов в первой половине ХIХ в. являлось деление их на две группы: «аристократические» общества с княжеской властью (кабардинцы, бесленеевцы, темиргоевцы, махошевцы, мамхеговцы, бжедуги, натухаевцы, егерухаевцы, жанеевцы, адамиевцы) и «демократические» (абадзехи, шапсуги, натухайцы) – с народным правлением. <...> На протяжении всей истории функционирование адыгского социума основывается на принципах адыгагъэ (адыгства) и адыгэхабзэ – базовой системы моральнонравственных и этических норм. <...> Ни одна из монотеистических религий в действительности не оказала на адыгов влияния, сопоставимого с воздействием этих регуляторов общественных отношений. <...> 38 Ислам стал впервые проникать в адыгскую языческохристианскую среду уже в XIV в. через торговые, военные контакты и отношения с Золотой Ордой, соседним государством, официально заявившим об исламе как о своей государственной религии в XIV в. <...> После взятия в 1475 г. турками Кафы и других <...>