Лилия Сагитова, кандидат исторических наук (Институт истории АН Татарстана) ИСЛАМ В ПОСТСОВЕТСКОМ ТАТАРСТАНЕ Говорить о российском исламе как о некой гомогенной и однозначной культуре представляется сегодня проблематичным в силу многих причин. <...> Богатая и многообразная историческая традиция бытования ислама на территории России и противоречивость постсоветских трансформационных процессов за последние 20 лет создали и продолжают создавать своеобразную картину. <...> Наблюдение за возрождением ислама подводит к выводу, что мы имеем дело с динамичным и противоречивым явлением, не лишённым парадоксальности. <...> Особенно сильно это проявляется в ситуации сворачивания советской идеологии и расширяющегося сотрудничества со странами Запада и Востока. <...> За 20 лет мы имели возможность наблюдать, как ислам постепенно приобретал в ходе либерализации новые функции, всё более отдаляясь от таких интерпретаций советского периода, как «опиум для народа» или «архаика народных традиций». <...> Ислам стал необходимым атрибутом возвращения к «исконным корням народа», или «вере предков», обеспечивая массовую поддержку этнического ренессанса в конце 1980-х – начале 1990-х годов. <...> Он явился важным аргументом во внутриполитическом и культурном самоопределении регионов России с мусульманским населением. <...> Ислам заполнил идеологический вакуум для многих тысяч обычных людей, ищущих опору и ориентиры в сложную эпоху перемен. <...> В то же время ислам стал важнейшим ресурсом в поиске экономических и политических союзников для региональных администраций и мусульманских институтов в условиях новых политических реалий и рыночной экономики. <...> Региональная специфика ислама в Татарстане, где татарымусульмане считаются титульной нацией и составляют большинство (по данным переписи 2002 г. численность татар – 52,9%, русских – 39,5%), обусловлена рядом факторов. <...> Среди них можно назвать: – наличие «родных» для этноконфессиональной группы административных <...>