для полурелигиозного образа жизни, и для атеизма в зависимости от личной свободы. <...> В современном Таджикистане все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на высшем и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы); существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.); судебные органы не зависят от исполнительной власти; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существует внешняя независимость (политическая и идеологическая) средств массовой информации и коммуникации. <...> Итак, страна находится в силовом пространстве мировой демократии, и все недемократические силы вынуждены с этим считаться, принимая хотя бы на уровне деклараций демократическую конституцию и формальную демократию. <...> Но эта формальная демократия содержит фактические демократические структуры и сферы, которые нельзя отрицать. <...> Худоеров, востоковед (Институт этнологии и антропологии РАН) ИСМАИЛИЗМ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПАМИРЕ Исмаилизм на протяжении долгого исторического периода был неотъемлемым компонентом духовной и культурной жизни народов Памира. <...> Ислам – относительно молодая религия, возникшая в начале VII в. на Аравийском полуострове. <...> Ислам в процессе своей эволюции, как и другие религии, претерпел различные изменения, начало которым положила смерть Пророка Мухаммада, поскольку пока он был жив, не делалось никаких попыток внести какое-либо новшество в недавно возникшее вероучение. <...> Именно вопрос о правопреемнике Пророка стал причиной разногласий среди приверженцев ислама (умма), в результате которых возникли две крупные ветви ислама – сунниты и шииты. <...> Сунниты считали, что наместник <...>