ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
METHODICE
Г. А. ТОРГАШЕВ
МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ
ЮРИСПРУДЕНЦИИ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Учебное пособие
Москва
2016
Стр.1
УДК 378.2
ББК 72
Т 59
Авт о р
Торгашев Г. А., профессор кафедры философии
и социально-гуманитарных дисциплин РГУП, д-р философ. наук
Ре це нзе н т ы:
Кардашова И. Б., зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин
Юридического института Академии Генеральной прокуратуры РФ, д-р юрид. наук
Марокко Н. А., декан факультета подготовки специалистов для судебной системы
очной формы обучения РГУП, канд. юрид. наук
Т 59
Торгашев Г. А.
Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. 2-е изд.,
испр. и доп. — М.: РГУП, 2016.
ISBN 978-5-93916-527-3
Пособие содержит общетеоретические сведения о педагогической науке,
возникновении и развитии высшей школы, в нем рассматриваются некоторые
организационно-правовые основы высшего образования в Российской
Федерации, освещаются различные стороны процесса преподавания
юриспруденции в высшей школе. Анализируются вопросы профессионального
становления и творческого совершенствования преподавателя.
Пособие включает словарь основных терминов и библиографический
список литературы, а также Приложение — авторская программа курса.
Адресуется аспирантам юридических вузов и факультетов, может
быть полезно слушателям курсов повышения квалификации и молодым
преподавателям.
ISBN 978-5-93916-527-3
© Торгашев Г. А., 2016
© Российский государственный
университет правосудия, 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 1. Основы педагогики высшей школы
1.1. Возникновение и развитие высшей школы. . . . . . . . . . .8
1.2. Предмет педагогики высшей школы . . . . . . . . . . . . . . . .21
1.3. Организационно-правовые основы
высшего образования в Российской Федерации . . . . . . . . .36
Глава 2. Процесс преподавания юриспруденции
в высшей школе
2.1. Преподавание юриспруденции в ходе целостного
учебного процесса в высшем учебном заведении. . . . . . . .49
2.2. Методы и средства преподавания юриспруденции
в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
2.3. Основные формы преподавания юриспруденции
в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
2.4. Контроль знаний студентов высшей школы . . . . . . . 127
2.5. Современные технологии преподавания
юриспруденции в высшей школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
2.6. Воспитание личности студента высшей школы. . . . 160
Глава 3. Профессиональная культура преподавателя
юриспруденции
3.1. Содержание профессиональной культуры
преподавателя юриспруденции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
3.2. Творчество в учебно-воспитательной
и научно-исследовательской деятельности
преподавателя юриспруденции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Библиографический список литературы . . . . . . . . . . . . . . 229
Словарь основных терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Приложение. Примерная программа курса «Методика
преподавания юриспруденции в высшей школе». . . . . . . . . 245
Стр.3
4
Методика преподавания юриспруденции в высшей школе
Перечень схем и таблиц
Схема 1. Ведущие образовательные модели . . . . . . . . . . . . .17
Схема 2. Виды образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Схема 3. Система педагогических наук. . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Схема 4. Составляющие учебной деятельности . . . . . . . . .53
Схема 5. Закономерности процесса обучения. . . . . . . . . . .55
Схема 6. Принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
Схема 7. Приемы работы с печатными источниками . . . .73
Схема 8. Методы преподавания юриспруденции в ВУЗе 78
Схема 9. Методы изучения педагогического опыта . . . . . .80
Схема 10. Подготовка к семинару. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Схема 11. Система контроля знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Схема 12. Дидактические принципы проверки
и оценки знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Схема 13. Виды педагогических технологий. . . . . . . . . . . 148
Схема 14. Уровни воспитательного процесса. . . . . . . . . . 161
Схема 15. Виды воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Схема 16. Модели воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Схема 17. Система общих методов воспитания. . . . . . . . 181
Схема 18. Тактика преподавания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Схема 19. Методическая работа в ВУЗе. Основные
направления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Схема 20. Признаки творческого процесса . . . . . . . . . . . 208
Таблица 1. Реферат: структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Таблица 2. Проведение экзамена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
В обыденном сознании существует довольно стойкое убеждение,
что в педагогике и воспитании, как и в кулинарии, разбирается
каждый человек. Некоторые люди даже в наше довольно
просвещенное время полагают излишними научные знания
о том, как надо воспитывать подрастающие поколения, обучать
детей. Считается, что в силу своего положения и жизненного
опыта все взрослые люди, так или иначе, могут быть педагогами
и воспитателями молодежи.
Не отрицая важности и значимости передачи социального
опыта подрастающим поколениям путем подражательных действий,
через личный пример старших, отметим, что такой упрощенный
взгляд может привести общество к печальным результатам
и даже деградации. Например, антиобщественные действия
могут также передаваться из уст в уста, через наглядный
пример, порождая с «младых ногтей» преступные мышление
и действия.
История убедительно доказала непреложный факт общественного
развития: эффективность социума напрямую зависит
от налаженной системы образования и воспитания подрастающих
поколений, педагогической культуры воспитателей. Аксиомой
является то, что воспитанность и образованность, культура
и духовность человека являются одним из важнейших источников
устойчивого развития любого общества.
Подчеркнем, что культуру и духовность личности не следует
сводить, как это порой делается, лишь к начитанности и эрудированности,
хотя это ее важные компоненты, но они не исчерпывают
всего ее богатства. В духовную жизнь входит вся познавательная,
нравственная, художественная практика человека,
его поведение, отношения с другими людьми. Перед человеком
море ценностей, созданных предшествующими поколениями,
которыми он пользуется в силу своей образованности и воспи
Стр.5
Приложение
литературы должен демонстрировать способность автора ориентироваться
в заявленной теме.
Защита и обсуждение рефератов осуществляются по решению
преподавателя на соответствующем семинаре (научно-практическом
занятии).
Примерная тематика рефератов (эссе)
«Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»
как учебная и научная дисциплина.
Система высшего юридического образования в Российской
Федерации.
Методическая система вуза.
Подготовка учебно-методических программ по юридическим
дисциплинам.
Организации учебно-воспитательного процесса в вузе.
Методика работы преподавателя юриспруденции с учебным
материалом.
Интерактивные формы проведения занятий по юридическим
дисциплинам.
Типы обучения в вузе: традиционный, проблемный.
Методы воспитания студентов высшей школы.
Преподаватель юриспруденции как куратор учебной группы.
Особенности самоуправления в вузе.
Методика организация самостоятельной работы в вузе.
Содержание и структура деятельности преподавателя
юриспруденции.
Методика проведение лекции по юридическим дисциплинам.
Особенности проведения семинара (практического занятия)
по юридическим дисциплинам.
Юридическая клиника: сущность и виды деятельности.
Методика проведения экзаменов и зачетов по юридическим
дисциплинам.
Современные образовательные технологии.
Методика контроля знаний студентов по юридическим
дисциплинам.
Методика применения технических средств обучения в преподавании
юридических дисциплин.
Педагогическая культура преподавателя юриспруденции.
Компьютеризация в системе высшего образования.
Организация работы кафедры вуза.
259
Стр.259
260
Методика преподавания юриспруденции в высшей школе
Методические правила отбора учебного материала.
Методика традиционного обучения.
Методика проблемного обучения.
Модульно-рейтинговая система обучения
Методика программированного обучения.
Методика научно-исследовательской деятельности студентов.
Самоуправление в вузе, основные принципы и направления
его организации.
Методы педагогического общения и его особенности в вузе.
Способы коммуникативных взаимодействий преподавателя
и типы его взаимоотношений с обучаемыми.
Формирование культуры поведения и дисциплинированности
у студентов.
Методика индивидуальной учебно-воспитательной работы
со студентами.
Стр.260
Учебное издание
Геннадий Алексеевич Торгашев
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Учебное пособие
Редактор О. В. Лужина
Корректор Л. А. Запылаева
Верстка, оформление: Т. Б. Егорова
Подписано в печать 12.05.2016. Формат 84×108 1
Усл. печ. л. 13,44. Тираж 200 экз.
/32
.
Российский государственный университет правосудия
117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69
Стр.261
,
, (., 1977–
1979, 1981, 2007, 2010)
.
-
.
..
, ,
,
, .
А. В. Галахова
К 60-ЛЕТИЮ
ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ISBN 978-5-93916-471-9
Стр.262
«
» (. I–IV).
4000 ,
.
- ,
.
«
» (. I–IV) —
,
.
ПРАВОВАЯ НАУКА
И ЮРИДИЧЕСКАЯ
ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ
Энциклопедический словарь
биографий и автобиографий
ТОМ 1–4
Научный редактор
профессор В.М. Сырых
Стр.263
METHODICE
( 5)
, ,
: I —
-
«
»(27 2015 .); II —
,
- «
:
» (3
2015 .); III —
«
» (2 2012 .).
,
,
.
ISBN 978-5-93916-477-1
ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНОЙ
И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ВУЗЕ
Выпуск 5
Стр.264