Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №1 2016

ВОПРОС О СУЩЕСТВОВАНИИ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторОссовская Мария
Страниц25
ID473557
АннотацияВопрос о том, существуют ли общепризнанные нравственные оценки и нормы, восходит к очень давнему времени, однако в разные исторические эпохи выступает с неодинаковой интенсивностью. Особенно живой интерес к этому вопросу заметен, например, в XVIII в., а также в современную эпоху. Но тогда и теперь причины этого интереса, по-видимому, были различны. Когда Локк в своем «Опыте»2 отрицает существование общепризнанных «практических принципов» (именно так именуются в его терминологии нравственные нормы), он отрицает их врожденный характер в рамках доказательства более общего тезиса о человеческом уме как tabula rasa. Всеобщность для него есть необходимый атрибут «врожденности», и отрицание первой означает отрицание второй.
Оссовская, М. ВОПРОС О СУЩЕСТВОВАНИИ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ / М. Оссовская // Вестник культурологии .— 2016 .— №1 .— С. 183-207 .— URL: https://rucont.ru/efd/473557 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПИСЬМЕНА ВРЕМЕНИ Мария Оссовская ОБЩЕПРИЗНАННЫХ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ1 Вопрос о том, существуют ли общепризнанные нравственные ВОПРОС О СУЩЕСТВОВАНИИ оценки и нормы, восходит к очень давнему времени, однако в разные исторические эпохи выступает с неодинаковой интенсивностью. <...> Когда Локк в своем «Опыте»2 отрицает существование общепризнанных «практических принципов» (именно так именуются в его терминологии нравственные нормы), он отрицает их врожденный характер в рамках доказательства более общего тезиса о человеческом уме как tabula rasa. <...> Всеобщность для него есть необходимый атрибут «врожденности», и отрицание первой означает отрицание второй. <...> Здесь такая всеобщность ему на руку: он стремится показать, что нравственность предшествует христианской религии и Откровению и что догматы этой религии не являются ни необходимым, ни достаточным условием признания истинности неких нравственных норм и следования им на практике. <...> Итак, отрицая всеобщность нравственных норм, понимаемую как их врожденность, Локк признает ее, когда ему требуется пока183 Мария Оссовская зать, что над религиями существуют некие нравственные реакции, общие всем людям. <...> В современную нам эпоху мы снова упорно возвращаемся к вопросу об общепризнанных нравственных нормах; этого требуют как практические нужды, так и теоретический анализ. <...> 184 Вопрос о существовании общепризнанных нравственных норм Во всех этих случаях вопрос о всеобщности нравственных оценок и норм очень сильно эмоционально окрашен. <...> Чего может ожидать теоретик, доказав, что нравственные оценки и нормы являются общезначимыми, и притом – как это всегда понимается, – не только в сообществах с общей культурной традицией, но и в культурах, крайне удаленных друг от друга в других областях? <...> Порою кажется, что тут имеет место какое-то недоразумение и что некоторые полагают, будто обосновали общий тезис «Воровство дурно», если обнаружили это мнение во всех сообществах <...>