Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865–1941) не принято относить к сонму философов Серебряного века. <...> В 1900-е годы Мережковский уже прославился не только благодаря своим литературоведческим штудиям (прежде всего двухтомным исследованием «Л. Толстой <...> и Достоевский», 1900–1902), но и романной трилогией о Христе и Антихристе («Юлиан Отступник», «Воскресшие боги», «Петр и Алексей»); он издал стихотворный сборник и разработал основы «нового религиозного сознания». <...> Но на заре Серебряного века, когда еще не пришло время для полноценной рефлексии, даже и Н. Бердяев <...> Кто 100 Д.С. Мережковский: Герменевтика и экзегетика Мережковский?» – со страстью вопрошал уже в 1908 г. Белый. <...> , а в особенности его ученика и последователя Г.-Г. <...> Гадамера герменевтика в ХХ в. получила едва ли не универсально-философский статус. <...> «Классическая дисциплина, занимающаяся искусством понимания текстов»6, герменевтика в ее проблематике, по словам Гадамера, «относится к совокупности всего разумного» – ко всей области знания: ведь мир, с которым человек имеет дело, «не бывает первозданным миром первого дня»7, – он всегда в какой-то мере осмыслен и описан, а потому является текстом в широком смысле. <...> Но чем же иным и занимался всю жизнь Мережковский«литератор», Мережковский-книжник, «слишком культурный человек»9, как не герменевтическими исследованиями?! <...> Разнообразные письменные источники; великие личности – от египетских фараонов до писателей ХХ в.; ушедшие эпохи – древний Крит, поздний эллинизм, Возрождение, век Наполеона, петровская Русь и т.д. – суть предметы герменевтического анализа, принявшего у Мережковского жанровые формы литературоведческого трактата, 101 Н.К. Бонецкая монографии, романа. <...> В уже цитированном здесь очерке «Мережковский» Андрей Белый заявлял, что герои романной трилогии о Богочеловеке и Человекобоге – лишь куклы в костюмах нужной эпохи, за которых говорит Мережковский как идеолог «III Завета»11. <...> Отсюда толковательная <...>