Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №1 2016

Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ: ГЕРМЕНЕВТИКА И ЭКЗЕГЕТИКА. КТО ОН – МЕРЕЖКОВСКИЙ? (260,00 руб.)

0   0
Первый авторБонецкая
Страниц34
ID473554
АннотацияДмитрия Сергеевича Мережковского (1865–1941) не принято относить к сонму философов Серебряного века. В этом есть свой резон: ведь и проницательнейшие из его современников наделяли его лишь расплывчатым именованием «литератор». В 1900-е годы Мережковский уже прославился не только благодаря своим литературоведческим штудиям (прежде всего двухтомным исследованием «Л. Толстой и Достоевский», 1900–1902), но и романной трилогией о Христе и Антихристе («Юлиан Отступник», «Воскресшие боги», «Петр и Алексей»); он издал стихотворный сборник и разработал основы «нового религиозного сознания». Такая писательская многогранность возбуждала недоумение, подталкивала к раздумьям. Но на заре Серебряного века, когда еще не пришло время для полноценной рефлексии, даже и Н. Бердяев (весьма, как правило, точный в оценке коллег) мог лишь констатировать, что Мережковский, этот «слишком литератор», – «замечательнейший у нас литературный критик» и «своеобразный художник-мыслитель»2.
Бонецкая, Н.К. Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ: ГЕРМЕНЕВТИКА И ЭКЗЕГЕТИКА. КТО ОН – МЕРЕЖКОВСКИЙ? / Н.К. Бонецкая // Вестник культурологии .— 2016 .— №1 .— С. 100-133 .— URL: https://rucont.ru/efd/473554 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865–1941) не принято относить к сонму философов Серебряного века. <...> В 1900-е годы Мережковский уже прославился не только благодаря своим литературоведческим штудиям (прежде всего двухтомным исследованием «Л. Толстой <...> и Достоевский», 1900–1902), но и романной трилогией о Христе и Антихристе («Юлиан Отступник», «Воскресшие боги», «Петр и Алексей»); он издал стихотворный сборник и разработал основы «нового религиозного сознания». <...> Но на заре Серебряного века, когда еще не пришло время для полноценной рефлексии, даже и Н. Бердяев <...> Кто 100 Д.С. Мережковский: Герменевтика и экзегетика Мережковский?» – со страстью вопрошал уже в 1908 г. Белый. <...> , а в особенности его ученика и последователя Г.-Г. <...> Гадамера герменевтика в ХХ в. получила едва ли не универсально-философский статус. <...> «Классическая дисциплина, занимающаяся искусством понимания текстов»6, герменевтика в ее проблематике, по словам Гадамера, «относится к совокупности всего разумного» – ко всей области знания: ведь мир, с которым человек имеет дело, «не бывает первозданным миром первого дня»7, – он всегда в какой-то мере осмыслен и описан, а потому является текстом в широком смысле. <...> Но чем же иным и занимался всю жизнь Мережковский«литератор», Мережковский-книжник, «слишком культурный человек»9, как не герменевтическими исследованиями?! <...> Разнообразные письменные источники; великие личности – от египетских фараонов до писателей ХХ в.; ушедшие эпохи – древний Крит, поздний эллинизм, Возрождение, век Наполеона, петровская Русь и т.д. – суть предметы герменевтического анализа, принявшего у Мережковского жанровые формы литературоведческого трактата, 101 Н.К. Бонецкая монографии, романа. <...> В уже цитированном здесь очерке «Мережковский» Андрей Белый заявлял, что герои романной трилогии о Богочеловеке и Человекобоге – лишь куклы в костюмах нужной эпохи, за которых говорит Мережковский как идеолог «III Завета»11. <...> Отсюда толковательная <...>