E-mail: korol.l@mail.ru В статье обосновываются ограниченность действующего в России механизма финансирования рециклинга отходов, базирующегося на предварительных утилизационных сборах, и необходимость его реформирования в соответствии с опытом зарубежных стран. <...> Предложено в рамках утилизационного сбора ввести возвратный механизм финансирования, опережающее субсидирование проектов развития индустрии рециклинга, а также зависимость суммы сбора от факторов, оказывающих влияние на ликвидационную стоимость транспортного средства. <...> Определены альтернативы распределения финансовой ответственности за сбор отходов, а также принципы фискального регулирования рециклинга. <...> Ключевые слова: рециклинг, утилизационный сбор, экологический сбор, финансирование, отходы, утилизация В современной России активное реформирование государственной политики в сфере обращения отходов сопровождается введением фискальных инструментов, предназначенных для финансирования развития индустрии рециклинга. <...> С 1 сентября 2012 г. введены обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении импортируемого автотранспорта. <...> С 2014 г. по причине международных судебных разбирательств они распространены и на транспортные средства (шасси) и прицепы к ним отечественного производства. <...> С 1 января 2016 г. введен утилизационный сбор в отношении самоходных машин и прицепов к ним, а также экологический сбор на товары (включая упаковку), подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств. <...> В работах ряда отечественных ученых рассмотрен порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора по колесным транспортным средствам, подчеркивается близость его правовой природы к налогу, нецелевой характер собираемых средств, доминирование протекционистской и фискальной функций [1, 2, 3, 4]. <...> 143 В статье делается попытка проверить гипотезу о том, что действующий механизм финансирования утилизации отходов посредством утилизационного <...>