Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Киркегор

0   0
Первый авторГанзен Петр Готфридович
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID4735
АннотацияИз Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
Кому рекомендованоФилософия
Ганзен, П.Г. Киркегор : Статья / П.Г. Ганзен .— : [Б.и.], 1896 .— 3 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/4735 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Киркегор (Sö ren Kierkegaard) - замечательный датский поэт-мыслитель; род. в Копенгагене 5 мая 1813 г., умер 11 ноября 1855 г. Отец К., простой крестьянин-ютландец, переселился в столицу и здесь, благодаря недюжинному уму и энергии, скоро разбогател. <...> Воспитывался К. под непосредственным надзором и влиянием строго-религиозного отца, научившего его "любить Иисуса Христа". <...> Окончив курс в университете по богословскому факультету, К. получил степень магистра философии за диссертацию: "Оm Begrebet Ironi" ("О понятии иронии"). <...> Задавшись целью довести людей, через усвоение эстетических и этических истин, до религиозного и затем до чисто-христианского понимания жизни, К. счел нужным действовать как бы от лица разных авторов: под собственным именем он писал сочинения назидательного характера, проникнутые строгорелигиозным духом, а под различными псевдонимами издал ряд эстетико-этических произведений. <...> В "Дневнике обольстителя", в противоположность Дон-Жуану, представителю стихийной силы чувственности, обрисован обольститель духовный, для которого весь интерес не в том, скольких он обольстил, а в самом способе обольщения. <...> Вторая часть "Или-или" ("Из записок B.") посвящена разъяснению возможности перехода от эстетического воззрения на жизнь к этическому; она заканчивается статьей "Ультиматум", содержащей проповедь сельского священника на тему "о греховности человеческой" и служащей переходом к статьям чисто религиозного характера. <...> Самый выдающийся представитель современной К. датской критики, Гейберг, ограничился кратким сообщением о "феноменальном литературном явлении", уклонившись от всяких разъяснений настоящей цели и значения сочинения. <...> Спустя несколько месяцев вышли подписанные собственным именем К. <...> К. желал этим установить тот факт, что, начав свою литературную деятельность с произведений эстетико-этического характера, он только желал помочь читателю постепенно <...>
Киркегор.pdf
Киркегор (Sö ren Kierkegaard) - замечательный датский поэт-мыслитель; род. в Копенгагене 5 мая 1813 г., умер 11 ноября 1855 г. Отец К., простой крестьянин-ютландец, переселился в столицу и здесь, благодаря недюжинному уму и энергии, скоро разбогател. К. был последним ребенком от второго брака отца, которому было тогда уже около 60 лет. Воспитывался К. под непосредственным надзором и влиянием строго-религиозного отца, научившего его "любить Иисуса Христа". Окончив курс в университете по богословскому факультету, К. получил степень магистра философии за диссертацию: "Оm Begrebet Ironi" ("О понятии иронии"). В 1841 г. К. сделался женихом, но через некоторое время, убедившись, что состояние его здоровья не сделает этот брак счастливым, возвратил невесте слово. Этот разрыв произвел глубокий переворот в его духовной жизни и обусловил направление его литературной деятельности. Задавшись целью довести людей, через усвоение эстетических и этических истин, до религиозного и затем до чисто-христианского понимания жизни, К. счел нужным действовать как бы от лица разных авторов: под собственным именем он писал сочинения назидательного характера, проникнутые строгорелигиозным духом, а под различными псевдонимами издал ряд эстетико-этических произведений. В 1843 г. вышло в свет его "Enten-Eller" ("Или-или"). Оно распадается на две части. Первая ("Из записок A.") содержит в себе несколько статей чисто эстетического содержания. В одной из них - "Севооборот" - К. проводит мысль, что задача эстетика состоит в соблюдении надлежащего разнообразия в наслаждениях, вследствие чего ему нужно прежде всего остерегаться всякой продолжительной связи, т. е. избегать дружбы, брака, службы и т. п. В "Дневнике обольстителя", в противоположность Дон-Жуану, представителю стихийной силы чувственности, обрисован обольститель духовный, для которого весь интерес не в том, скольких он обольстил, а в самом способе обольщения. Вторая часть "Или-или" ("Из записок B.") посвящена разъяснению возможности перехода от эстетического воззрения на жизнь к этическому; она заканчивается статьей "Ультиматум", содержащей проповедь сельского священника на тему "о греховности человеческой" и служащей переходом к статьям чисто религиозного характера. Огромное впечатление, произведенное "Или-или" на датское общество, прекрасно обрисовано Георгом Брандесом в его книге "S ц ren Kierkegaard". Самый выдающийся представитель современной К. датской критики, Гейберг, ограничился кратким сообщением о "феноменальном литературном явлении", уклонившись от всяких разъяснений настоящей цели и значения сочинения. Да и трудно было угадать эту цель во всем ее объеме: "Или-или" было только первым звеном той сложной цепи, которую образовывают все произведения К. Спустя несколько месяцев вышли подписанные собственным именем К.: "То opbyggelige Taler" ("Две назидательные речи"). К. желал этим установить тот факт, что, начав свою литературную деятельность с произведений эстетико-этического характера, он только желал помочь читателю постепенно усвоить себе истинно-христианскую точку зрения. В том же году вышли еще три сочинения К.: "Frygt og B œ ven, dialektisk Lyrik af Johannes de Silentio" ("Страх и трепет - диалектическая лирика Иоганна Молчальника"), "Gjentagelsen, et Forsog i deu experimenterende Psykologi af Constantin Constantius" ("Повторение - попытки экспериментальной психологии Константина Констанциуса") и "Tre opbyggelige Taler" ("Три назидательные речи"). Последние, равно как и вышедшие месяц спустя "Fire opbyggelige Taler" ("Четыре назидательные речи"), были опять изданы от собственного имени К. В "Страхе и трепете" автор начинает как раз с того пункта этического развития, до которого он довел читателя в последней статье второй части "Или-или", и занимается решением проблемы - "как согласовать общие для всех требования этики с единичным абсолютным требованием, предъявляемым религией отдельному индивидууму". Он приходит к выводу, что отдельная личность стоит выше общества, абсолютный долг отдельной личности к Богу - выше общечеловеческих этических требований к нему со стороны ближних. "Повторение" имеет целью выяснить освобождающую силу веры: благодаря вере человек становится свободным от всех земных путей; непосредственная, несвободная связь его с действительной жизнью превращается в свободную, духовную. В течение 1844 г. появились в печати - кроме трех сборников назидательных речей, которыми автор стремится пробудить в читателях религиозное чувство, - три сочинения: "Filosofiske Smuler eller en Smule Filosofi, af Johannes Climacus" ("Философские крохи, или Немножко философии Иоганна Климакуса"), "B e grebet Angst, en simpel paapegende Overvejelse i Retning af det dogmatiske Problem om Arvesynden af Vigilius Hafniensis" ("Понятие о страхе Вигилия Гафниенсиса - психологическое развитие вопроса о наследственном грехе") и "Forord, Morskabsl œsning for enkelte Stœ nder-efter Tid og Lejlighed af Nicolaus Notabene" ("Предисловие, занимательное чтение в часы досуга для некоторых сословий Николая Нотабене"). В первом сочинении автор с почвы общерелигиозной переходит уже на чисто-христианскую и обсуждает вопрос, что должно разуметь под словом "христианин", энергично полемизируя против отвлеченного мышления. "Понятие о страхе" - одно из самых важных по содержанию и в то же время одно из самых трудных для понимания произведений К. Здесь К. рассматривает грех, как силу, преграждающую путь к осуществлению идеалов, и указывает, как на единственное спасение, на религию.
Стр.1