Киркегор
(Sö ren Kierkegaard) - замечательный датский поэт-мыслитель; род. в Копенгагене 5 мая 1813 г., умер 11
ноября 1855 г. Отец К., простой крестьянин-ютландец, переселился в столицу и здесь, благодаря
недюжинному уму и энергии, скоро разбогател. К. был последним ребенком от второго брака отца,
которому было тогда уже около 60 лет. Воспитывался К. под непосредственным надзором и влиянием
строго-религиозного отца, научившего его "любить Иисуса Христа". Окончив курс в университете по
богословскому факультету, К. получил степень магистра философии за диссертацию: "Оm Begrebet
Ironi" ("О понятии иронии"). В 1841 г. К. сделался женихом, но через некоторое время, убедившись, что
состояние его здоровья не сделает этот брак счастливым, возвратил невесте слово. Этот разрыв произвел
глубокий переворот в его духовной жизни и обусловил направление его литературной деятельности.
Задавшись целью довести людей, через усвоение эстетических и этических истин, до религиозного и
затем до чисто-христианского понимания жизни, К. счел нужным действовать как бы от лица разных
авторов: под собственным именем он писал сочинения назидательного характера, проникнутые строгорелигиозным
духом, а под различными псевдонимами издал ряд эстетико-этических произведений. В
1843 г. вышло в свет его "Enten-Eller" ("Или-или"). Оно распадается на две части. Первая ("Из записок
A.") содержит в себе несколько статей чисто эстетического содержания. В одной из них - "Севооборот" -
К. проводит мысль, что задача эстетика состоит в соблюдении надлежащего разнообразия в
наслаждениях, вследствие чего ему нужно прежде всего остерегаться всякой продолжительной связи, т.
е. избегать дружбы, брака, службы и т. п. В "Дневнике обольстителя", в противоположность Дон-Жуану,
представителю стихийной силы чувственности, обрисован обольститель духовный, для которого весь
интерес не в том, скольких он обольстил, а в самом способе обольщения. Вторая часть "Или-или" ("Из
записок B.") посвящена разъяснению возможности перехода от эстетического воззрения на жизнь к
этическому; она заканчивается статьей "Ультиматум", содержащей проповедь сельского священника на
тему "о греховности человеческой" и служащей переходом к статьям чисто религиозного характера.
Огромное впечатление, произведенное "Или-или" на датское общество, прекрасно обрисовано Георгом
Брандесом в его книге "S ц ren Kierkegaard". Самый выдающийся представитель современной К. датской
критики, Гейберг, ограничился кратким сообщением о "феноменальном литературном явлении",
уклонившись от всяких разъяснений настоящей цели и значения сочинения. Да и трудно было угадать
эту цель во всем ее объеме: "Или-или" было только первым звеном той сложной цепи, которую
образовывают все произведения К. Спустя несколько месяцев вышли подписанные собственным именем
К.: "То opbyggelige Taler" ("Две назидательные речи"). К. желал этим установить тот факт, что, начав
свою литературную деятельность с произведений эстетико-этического характера, он только желал
помочь читателю постепенно усвоить себе истинно-христианскую точку зрения. В том же году вышли
еще три сочинения К.: "Frygt og B œ ven, dialektisk Lyrik af Johannes de Silentio" ("Страх и трепет -
диалектическая лирика Иоганна Молчальника"), "Gjentagelsen, et Forsog i deu experimenterende Psykologi
af Constantin Constantius" ("Повторение - попытки экспериментальной психологии Константина
Констанциуса") и "Tre opbyggelige Taler" ("Три назидательные речи"). Последние, равно как и вышедшие
месяц спустя "Fire opbyggelige Taler" ("Четыре назидательные речи"), были опять изданы от
собственного имени К. В "Страхе и трепете" автор начинает как раз с того пункта этического развития,
до которого он довел читателя в последней статье второй части "Или-или", и занимается решением
проблемы - "как согласовать общие для всех требования этики с единичным абсолютным требованием,
предъявляемым религией отдельному индивидууму". Он приходит к выводу, что отдельная личность
стоит выше общества, абсолютный долг отдельной личности к Богу - выше общечеловеческих этических
требований к нему со стороны ближних. "Повторение" имеет целью выяснить освобождающую силу
веры: благодаря вере человек становится свободным от всех земных путей; непосредственная,
несвободная связь его с действительной жизнью превращается в свободную, духовную. В течение 1844 г.
появились в печати - кроме трех сборников назидательных речей, которыми автор стремится пробудить в
читателях религиозное чувство, - три сочинения: "Filosofiske Smuler eller en Smule Filosofi, af Johannes
Climacus" ("Философские крохи, или Немножко философии Иоганна Климакуса"), "B e grebet Angst, en
simpel paapegende Overvejelse i Retning af det dogmatiske Problem om Arvesynden af Vigilius
Hafniensis" ("Понятие о страхе Вигилия Гафниенсиса - психологическое развитие вопроса о
наследственном грехе") и "Forord, Morskabsl œsning for enkelte Stœ nder-efter Tid og Lejlighed af Nicolaus
Notabene" ("Предисловие, занимательное чтение в часы досуга для некоторых сословий Николая
Нотабене"). В первом сочинении автор с почвы общерелигиозной переходит уже на чисто-христианскую
и обсуждает вопрос, что должно разуметь под словом "христианин", энергично полемизируя против
отвлеченного мышления. "Понятие о страхе" - одно из самых важных по содержанию и в то же время
одно из самых трудных для понимания произведений К. Здесь К. рассматривает грех, как силу,
преграждающую путь к осуществлению идеалов, и указывает, как на единственное спасение, на религию.
Стр.1