Эмма Замега ЭПОХА БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ∗ Бисероплетение – один из популярнейших видов рукоделия на протяжении столетий, связанный с творчеством и духовной культурой различных слоев общества. <...> Бисер – красивый и прочный материал, который не меняется за долгие годы своего существования. <...> Работы из бисера хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, краеведческих музеях и частных коллекциях. <...> Бисер находят во всем мире и во всех культурах. <...> История бисера многовековая и неразрывно связана с возникновением и развитием технологии изготовления стекла. <...> Возникло стеклоделие, появились стеклянные бусы разных форм и размеров, и в дальнейшем, благодаря совершенствованию технологии изготовления, бусы становились все мельче и мельче. <...> Так появился бисер – мелкие, круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. <...> Его название происходит от изготовлявшегося в Египте из непрозрачного стекла «фальшивого жемчуга», который по-арабски назывался «бусра» или «бусер». <...> В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Франции, Испании, Португалии, Германии. <...> После падения Римской империи центр стеклоделия в конце V в. переносится в Византию. <...> Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и ви∗ Замега Э. <...> В X–XII вв. здесь изготовляли вещи бытового назначения и бусы. <...> В 1221 г. был издан указ о перенесении, из санитарных соображений и для обеспечения противопожарной безопасности, всех крупных стекольных мастерских из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. <...> На многие годы Венеция стала единственным центром бисерного производства. <...> Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. <...> Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты – мастера Богемии разработали технологию получения так называемого <...>