ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ Людмила Алексеевна Черная ДРЕВНЕРУССКИЙ ПОЦЕЛУЙ* Почти в каждой жизненной ситуации, радостной либо печальной, поцелуй присутствует в качестве необходимого элемента то магического ритуала, то христианского символа, то народного обычая, то этикета. <...> Само происхождение этого слова от корня «цел» говорит прежде всего о том, что целовать означало желать человеку целостности. <...> От этого же корня слова «целизна», «целина», «целомудрие», «целоумие», «целоноговати» (ходить прямо), «целый», «цельба», «цельбоносный» и др. <...> В дохристианские времена «быть целым» охватывало гораздо более широкий спектр пожеланий. <...> В язычестве вместе с поцелуем передавали, а точнее – запечатлевали, скрепляли религиозно переживаемое пожелание целостности человека как определенного «тела». <...> В языческой культуре человек воспринимает себя как телесный осколок мирового космического Тела, единого для всего сущего. <...> По представлениям людей эпохи язычества, тело – это и есть человек. <...> Его сущность скрыта в телесной форме, все изменения осуществляются в движении телесной материи. <...> Предел перемен заложен в формальной ограниченности тела. <...> Каждая часть человека несет на себе отражение мирового космического «Тела» в полном объеме («микрокос*Черная Л.А. <...> – Режим http://www.rulit.net/books/drevnerusskij-poceluj-read-326914-1.html доступа: Древнерусский поцелуй мом» мыслился не только человек, но и любой объект живой и неживой природы). <...> Тело как форма упорядоченного Космоса противопоставлялось бестелесности, бесформенности неупорядоченного Хаоса. <...> По определению Мирчи Элиаде, мифический дракон, восстающий против Космоса и стремящийся разрушить его, воплощает в себе образ не только морского чудовища, первозмея, но и бескрайних космических вод, мира теней, мрака и смерти – Хаоса. <...> Все негативные силы, явления, существа, даже человеческие эмоции (ярость, гнев, тоска и т.п.) так или иначе связаны с Хаосом, порождены им. <...> Хаотичность, мешанина <...>