» РОЗАНОВ И ГОГОЛЬ∗ «Через всю мою деятельность проходит борьба с Гоголем» – пишет В. Розанов <...> Действительно, ни о ком с такой яростью и страстью не писал Розанов, никого так грозно не обвинял и ни о ком не сказал он столько горьких и безотрадных слов. <...> Впервые Розанов дает критический анализ творчества Гоголя в статье о Достоевском. <...> Именно с Гоголя, по мнению Розанова, начинается то презрение к душе человеческой, которое будет присуще сатирическому направлению в русской литературе. <...> И если Грибоедов смеялся лишь над московскими обывателями, то «… <...> Гоголь дал право каждому русскому хохотать над Россией». <...> Большинство читателей и критиков приняло гоголевские «Мертвые души» за социальное обличение пороков николаевской России, так и не поняв сути его смеха, за которым, на взгляд Розанова, скрывался ужас небытия. <...> Истинным миром творчества Гоголя и движущей силой его мастерства, по мнению Розанова, является искажение действительности. <...> И уж вовсе как приговор писателю звучат слова публициста о том, что, обладая фантастическим воображением, Гоголь развратил души своих читателей и разорвал привычную канву жизни. <...> Гоголь создал карикатуру России, превратив в анекдот ∗ Казакова Н. <...> «Нигилизм немыслим без Гоголя и до Гоголя», – пишет Розанов о влиянии писателя. <...> Едва ли не больше всего в Гоголе Розанова раздражает смех. <...> Здесь надо отметить своеобразное отношение к смеху самого Розанова. <...> Смех для него не просто воплощение отрицания всего для него дорогого, но мистическое олицетворение другого мира. <...> Смех для него проявление самого низменного, что есть в человеческой душе, а сатира, по его словам, «происходит из ада и преисподней». <...> При этом как Розанова ужасает смех, Гоголя ужасала роль сатирика земли русской, навязанная ему революционно-демократической критикой. <...> Писатель видел свое предназначение в нравственном подвиге и молитве. <...> Столь отрицательно относясь к смеху, Розанов видит в Гоголе воплощение ада: «В нем <...>