В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ САМОДЕРЖАВИЯ В РОССИИ. <...> Работа д-ра юрид. наук, историка государства и права С.Л. Фирсова состоит из пяти глав. <...> В первой главе рассматривается проблема нарастания кризисных явлений в церкви и обществе после первой российской революции. <...> Падение церковного авторитета, неумение (а часто и нежелание) православных пастырей заниматься «борьбой за души», подменявшееся в течение длительного времени полицейской борьбой с религиозным свободомыслием, в начале ХХ в. стали главной бедой церкви. <...> Даже ежегодные отчеты обер-прокуроров Святого синода показывали, что морально-нравственное влияние церкви на свою многомиллионную паству в тот период ослабело. <...> Влияние церкви на «культурную» часть российского общества было минимально. <...> Церковь в последние предреволюционные годы не оказывала решающего влияния даже на царскую чету. <...> «Все это можно считать не только закономерным, но и нормальным явлением нездорового общественного организма» (с. <...> Разумеется, необходимо учитывать глубокую личную религиозность последнего императора и его супруги, однако фатальные для страны последствия этой религиозности (вернее сказать, некоторых ее проявлений) не должны ставиться в вину только Николаю II и Алек268 ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО сандре Федоровне или же объясняться «ненормальностью» императрицы. <...> Вторая глава посвящена анализу феномена сибирского «старца» Григория Распутина, в течение десяти предреволюционных лет являвшегося ближайшим «другом» царской семьи и оказывавшего исключительное влияние на супругу последнего российского монарха. <...> Попал Распутин ко двору «благодаря церковным деятелям, которые полагали, что старец является подлинным народным представителем перед престолом… <...> Императрица и ее супруг попали под обаяние сильной и посвоему талантливой личности Григория Распутина, в лице которого царь получил полномочного представителя «простого народа», доводившего <...>