Т.М. Фадеева РОССИЙСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ В XVIII веке (Аналитический обзор) Изучение истории российского самодержавия, его эволюции и роли государства в реформаторской деятельности вызывает каждый раз особый интерес на новом этапе общественных преобразований. <...> Одним из них является понимание термина «абсолютизм». <...> Во введении к монографии «От Петра I до Павла I» А.Б. Каменского (5), где представлен обзор различных точек зрения, подчеркивается, что в западной историографии понятие «абсолютизм» обычно связывают с развитием капиталистических отношений, в то время как применительно к России вопрос о генезисе капитализма остается нерешенным (5, с. <...> Сложившуюся в западной историографии ситуацию можно было бы подытожить замечанием Ч. <...> Инграо, согласно которому «представления философов XVIII в. об абсолютной монархии, на основе которых, собственно, и возникло историографическое понятие абсолютизма, носили утопический характер, поскольку восходили к парадигме, связанной с режимом Людовика XIV во Франции, нигде более в предреволюци173 онной Европе не существовавшей»1. <...> Еще более неопределенными видятся автору обзора представления о «просвещенном абсолютизме». <...> В качестве более взвешенной приводится формулировка А.Н. Медушевского: «Просвещенный абсолютизм в странах Восточной Европы в свете теории модернизации – это желание традиционных структур приспособиться к новым условиям развития, провести модернизацию путем реформ сверху и активного вмешательства государства в жизнь общества, средством чего и служит регламентация социальных отношений, усиление их регулирования с помощью права»2. <...> Принципиальная невозможность, по мнению многих историков, соединения таких идей с русскими политическими реалиями привела к тому, что в западной историографии давно уже наметилась тенденция вовсе отказаться от использования понятия «просвещенный абсолютизм» применительно к России (2, с. <...> Что касается политического строя <...>