М.Г. Давидова АРХИТЕКТУРА, СИМВОЛИКА, ИКОНОГРАФИЯ РАННЕХРИСТИАНСКОГО ХРАМА∗ Строительная техника Византии С воцарением Константина (306–337) христианство впервые становится государственной религией. <...> В интерьере храмов применялся разноцветный мрамор: красный египетский порфир, ярко-желтый мрамор из Туниса, зеленый – из Лаконии, оникс цвета слоновой кости – из Фригии. <...> Самым употребляемым видом мрамора был беловатый камень с голубовато-серыми прожилками с острова Проконнес в Мраморном море. <...> Его использовали и для колонн, и для декоративных панелей, и для мелких архитектурных деталей. <...> Копи красного порфира истощились к 450 г., некоторые другие месторождения мрамора разрабатывались вплоть до VII в. <...> Раннехристианская базилика в богослужебном контексте В эпоху императора Константина строились обширные пятинефные базилики с большим количеством входов. <...> – Режим доступа: http://rusarch.ru/davidova4.htm 168 Архитектура, символика, иконография раннехристианского храма мыкал с запада просторный нартекс и атриумный двор с портиком. <...> Лор на императоре Константине в мозаике Св. <...> Базиликальная форма храма (вытянутый план, разделенный продольно несколькими рядами колонн) соответствует идее пути «в сретение Небесному Жениху». <...> 1 Нартекс – помещение в западной части византийского храма. <...> 169 М.Г. Давидова Происхождение базилики Происхождение формы христианской базилики исследователи связывают с античной гражданской базиликой. <...> Античная светская базилика имела слишком мало фиксированных признаков, которые можно было бы соотнести с формой позднейших храмов. <...> (Вытянутое помещение с деревянной крышей, с местом для президиума в глубине. <...> Позднейшая форма храма в Византии Позднее, с изменением литургической практики, меняется и форма храма. <...> ) Итак, первоначально город, включающий храм, сам символи1 Неф (фр. nef от лат. navis – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или обеих <...>