КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ Татьяна Дашкова В СОВЕТСКОМ ПРЕДВОЕННОМ И ВОЕННОМ КИНО∗ Во второй половине 1930-х годов в советских иллюстрированных журналах намечается тенденция к слиянию двух типов внешности – «рабоче-крестьянского» и «артистического». <...> Подобный визуальный канон складывается и в советском кино. <...> Женским воплощением этого типа стали такие звезды сталинского кино, как Л. Орлова <...> Два предыдущих типа – «рабоче-крестьянский» и «артистический» – еще долго присутствовали, но в основном уже как реликты, связанные с комическими или отрицательными персонажами. <...> Кинематограф оказывается закрыт для моды с ее неутилитарностью, демонстративностью, игровым характером. <...> Хотя персонажи, за редким исключением, одеты в духе времени, вещи в фильмах 1930–1940-х годов выглядят невыразительными и будничными. <...> И только в картинах военного периода ситуация существенно меняется (с. <...> Сюжеты фильмов никак не связаны с вещами, магазинами, подарками, о моде не говорят, нарядным женщинам не делают ∗ Дашкова Т. <...> Невидимые миру рюши: Одежда в советском предвоенном и военном кино // Дашкова Т. <...> Телесность – идеология – кинематограф: Визуальный канон и советская действительность. <...> Разговоры о внешности и одежде вообще исключены из кинодискурса (с. <...> Эффектная одежда допускается только в пространстве сцены, а также театрализованных мероприятий (карнавал, концерт, бал). <...> Война упрочила эту тенденцию, именно поэтому тенденция снимать фильмы о сцене продержалась до первых послевоенных лет. <...> Эта же тенденция позволила легализовать и предвоенные фильмы о нарядных красавицах и любовной неразберихе (прежде всего «Сердца четырех»), которые ранее не выпускали за безыдейность. <...> Одежда служит различителем социально-профессиональной и групповой принадлежности (рабочий, колхозник, служащий, военный, спортсмен). <...> Военная и полувоенная форма встречается на каждом шагу: в гимнастерку мог быть одет любой киноперсонаж, от заводского рабочего <...>