ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ Бердяев Николай Александрович [6 (18). <...> Опыт энциклопедической статьи регулярно посещавший литературно-философские собрания «с чаяпитием» в доме Бердяевых (из письма В.Ф. Эрна Е.Д. <...> Иванова к Бердяеву высказаться «откровенно», что тот «мыслит» о нем, его интеллектуальный собрат, близко общавшийся с ним, отвечает: «Я объявляю себя решительным врагом Ваших нынешних платформ и лозунгов, “мистического анархизма”, “оккультных исканий” и увлечения зороастризмом»5. <...> 1 Опубл. в: Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. <...> 121 Р.А. Гальцева Вместе с тем Бердяев был заботливым и нежным семьянином, сострадательным ко всякому живому существу, трогательно опекающим своих домашних питомцев: он плакал по своей пропавшей собаке и тосковал по умершему коту Муру (которому пророчил бессмертие души и надеялся на встречу с ним за гробом). <...> Опыт энциклопедической статьи С мая 1900 г. по апрель 1902 г. – ссылка в Вологду за «противоправительственную деятельность»1. <...> Тогда же Бердяев выступает с первым литературно-критическим опытом – статьей «К философии трагедии. <...> Морис Метерлинк»2, хотя впоследствии, приступая к чтению курса о Достоевском, Бердяев особо оговаривается, что он не литературный критик, а герменевтик, занятый анализом духовного измерения художественного произведения, т.е., по сути, критикой философской. <...> Метерлинк для Бердяева «самый чистый представитель трагедии» в мировой литературе: драматизм Г. Ибсена, отчасти зависимый от эмпирической действительности, Метерлинк довел до неизбывного трагизма, коренящегося в самих началах существования – смерти и любви. <...> Героический максимализм ибсеновского героя, не знающего благодатной «любви к людям», неоднозначен в оценке Бердяева, который акцентирует финальную фразу Брандта (из одноименной драмы): «Бог, Он caritatis (милосерден)»; так или иначе, заключает Бердяев, творчество драматурга <...>