Пастуро СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ НАД ЖИВОТНЫМИ∗ Средневековая христианская культура относилась к животным с заметным интересом, хотя отношение это было амбивалентным. <...> С одной стороны, нужно было как можно резче противопоставить человека, созданного по образу и подобию Божию, и животное – существо подчиненное, несовершенное и даже нечистое. <...> Вторая тенденция восходит одновременно к Аристотелю (идея об общности живых существ) и апостолу Павлу, который в Послании к римлянам говорит: «.сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих». <...> В библейские времена и в греко-римской Античности к животному не проявляли интереса, презирали его или приносили в жертву; христианское Средневековье, напротив, выводит его на авансцену, наделяет более или менее разумной душой и размышляет, ответственно ли животное за свои поступки. <...> Долгое время их относили к «историческим анекдотам»; они и по сей день служат для выставления в смешном свете нравов и верований Средневековья. <...> «Подход совершенно анахронический, свидетельствующий о полнейшем непонимании того, что такое история» (с. <...> Иногда от него требовали совершить паломничество, но обычно уже тот факт, что он лишился свиньи, лошади или быка, рассматривался как достаточное наказание. <...> В борьбе с полевыми вредителями – насекомыми и грызунами – церковь применяла множество литургических профилактических средств (покаяние, процессии с молебном об урожае, окропление святой водой, выставление реликвий) и только потом переходила к таким действиям, как заклинания, экзорцизм и даже отлучение от церкви. <...> В связи с этим вспоминают о том, как Бог проклял змея, который в начале Книги Бытия стал орудием Сатаны. <...> Другое дело – «индивидуальные» дела, возбужденные против домашних животных (свиней, крупного рогатого скота, лошадей, ослов, собак), виновных в убийстве или нанесении тяжких телесных повреждений. <...> Это уголовные дела, церковная власть в них не вмешивается <...>