Алексей Смирнов И НОВОЕ МОСКОВСКОЕ ИСКУССТВО∗ Древнерусская иконопись, открытая из-под почерневшей олифы в первых десятилетиях XX в., сразу стала явлением колоссальным по своему значению. <...> Совпадение открытия иконописи и появления русских авангардистов знаменательно и имеет внутреннюю, почти мистическую связь, считает автор. <...> Когда огромные черные доски, веками коптившиеся чадом лампад, вдруг засияли драгоценными яркими цветами, петербуржцы и москвичи, забывшие за 200-летний петербургский период, что Россия была когда-то страной духовного и пластического величия, были поражены цельной замкнутостью и духовной силой искусства своих предков. <...> Но уже с конца XII в. русские иконописцы органически впитали в себя и переработали византийские традиции. <...> – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/zerkalo/2012/40/15sm.html 55 ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНОПИСЬ Алексей Смирнов тийско-романский стиль. <...> О том, что эта борьба часто принимала крайне острые формы, говорят решения Стоглавого собора (XVI в.), направленные на сохранение византийских традиций и на борьбу с реалистическими тенденциями. <...> Русские XVII в. не признавали реалистических икон за произведения искусства и всячески боролись за традиционный стиль. <...> Старообрядчество как мощное эстетическое движение с XVII по XX в. поддерживало и развивало византийские традиции в живописи. <...> Вплоть до XX в. в России существовали старообрядческие иконописные мастерские, и далеко не случайно первым учителем Петрова-Водкина был иконописец-старообрядец. <...> Русские иконописцы-старообрядцы предпочитали сжигать себя в скитах, чем видеть рядом с древней традиционной живописью натуралистически написанные иконы. <...> В этом смысле опыт иконописца XVII в. <...> Русская икона – это не религиозная по тенденции католическая мадонна. <...> Русская икона чужда и официальной восточнославянской церковности, приближаясь к ней только по иконографическому сюжету. <...> Русская икона – это проявление религиозного отношения к самому процессу <...>