А.В. Белова ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСТВА В ПРОСТРАНСТВЕ ДВОРЯНСКОГО ДОМА И ДИХОТОМИЯ ЧАСТНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО В РОССИИ XVIII – СЕРЕДИНЫ XIX в. <...> Пространство детства – это не всегда и не только физическое пространство пребывания детей, хотя и оно, как показывают данные иконографии, сложилось далеко не сразу. <...> Наряду со специфическим локусом и предметами его оформления (детскими игрушками и вещами) оно включало в себя и эмоциональную сферу, и коммуникативную среду. <...> На протяжении периода конца XVIII – первой половины XIX в., не говоря о более раннем времени, при определении внутрисемейного статуса и места в системе семейных ценностей, невзирая на вполне доброжелательное отношение к чадам, за «точку отчета» неизменно принимались интересы родителей. <...> Важно, что подобная фамильная иерархизация воспроизводилась на всех уровнях российского высшего общества вплоть до императорской семьи. <...> Документальные и иконографические источники признавали факт существования ребенка, его включенность в социокультурное пространство, но не детство как самоценное и значимое для взрослого состояние. <...> Ребенок воспринимался либо в неразрывной связи со взрослым – как продолжение его «родового» тела и эманация определенных (в первую очередь лучших) его качеств, либо как ∗ Белова А.В. <...> Гендерный анализ детства в пространстве дворянского дома и дихотомия частного и общественного в России XVIII – середины XIX века // Вестник Тверского государственного университета. <...> 190 Гендерный анализ детства в пространстве дворянского дома «уменьшенная копия» того же взрослого, не имеющая собственного специфического облика. <...> Детское лицо и пространство, детская одежда и подвижность не фиксировались взглядом взрослого. <...> Стилем отношения взрослых к детям объясняется «вертикальная мобильность» в пространстве дворянского дома. <...> В отношении детей в дворянских домах действовал принцип этажности. <...> Этаж определял статус по внутрисемейному «ранжиру»: чем выше <...>