КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ Мишель Пастуро ПОЯВЛЕНИЕ ШАХМАТ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ∗ Самый древний документ на Западе, в котором упоминается игра в шахматы, написан на каталонском языке и датируется началом XI в. <...> Шахматные фигуры и сама игра проникали на Запад постепенно. <...> В Средние века шахматные фигуры часто встречаются в сокровищницах церквей или аббатств. <...> «Поразительно отношение Церкви к шахматам: с одной стороны, она осуждает игру, с другой – будто бы окружает некоторые шахматные фигуры культом, сходным с культом реликвий. <...> Она объявляет шахматы дьявольской игрой, но фигуры, предназначенные для игры, собирает, а подчас почитает» (с. <...> Отношение к игре и отношение к шахматным фигурам – совершенно разные вещи. <...> Их место не на шахматной доске, а в сокровищнице. <...> «Ритуал, который за ними стоит, – не игра, а культ; культ, сохраняющий в себе что-то языческое и придающий священное значение прежде всего материалу, из которого сделаны эти предметы: благородной кости» (с. <...> Благородная кость для людей Средневековья – материал, столь же редкий и изысканный, ∗ Пастуро М. <...> Появление шахмат в Западной Европе // Пастуро М. <...> 163 Мишель Пастуро как золото и драгоценные камни, но еще более примечательный своими физическими, а также целебными и оберегающими свойствами. <...> Кашалот, морж, нарвал, гиппопотам – каждое из этих животных обладает характерными символическими свойствами и дает свою особую кость (с. <...> В обычной, повседневной игре, где вместо фигуративных шахмат были в ходу фигуры геометрические или стилизованные, с XIII в. используется другой живой материал, более «чистый» и «мирный»: это дерево. <...> Игра в шахматы долгое время оставалась верна той идее, что фигуры живут на шахматной доске именно за счет своего материала, будь он животного или растительного происхождения. <...> Несколько шахматных партий даже прославились тем, что властители обязывали людей исполнять роль фигур на шахматном поле. <...>