Пастуро ОТ ГЕРБА К ФЛАГУ∗ Представляя собой одновременно эмблематические изображения и символические объекты, флаги подчиняются жестким правилам кодирования, а их использование регулируется особыми ритуалами, которые со временем поставили их в центр национально-государственного церемониала. <...> Тем не менее дисциплина, изучающая флаги – вексиллология, – нигде еще не обрела научного статуса. <...> В Средние века и в начале Нового времени изобразительные источники, по которым нам известны знамена и флаги, часто имеют отношение к войне и еще чаще к мореплаванию: это навигационные и географические карты, глобусы, путеводители для купцов и путешественников, гербовники, пособия по дипломатическому протоколу. <...> Форма флагов сводится к двум вариантам: либо это щит, либо, чаще всего, прямоугольник. <...> Западная иконография вообще – а не только эмблематика – отдает предпочтение прямоугольной форме, хотя прямоугольник вовсе не отражает реальное поле зрения человека, и другие культуры редко ориентируются на эту форму. <...> Именно Европа навязала всей планете прямоугольную форму флага. <...> Фигуры, отсутствующие в европейском эмблематическом репертуаре, заменяются строго геральдическими фигурами. <...> Цвета перераспределяются в соответствии с жесткими правилами средневековой геральдики. <...> Так, зеленый не может соприкасаться ни с черным, ни с красным, и должен быть отделен от них с помощью белого или желтого. <...> Эту геральдическую классификацию цветов, явно чуждую исламским вексилларным традициям – как, впрочем, и всем другим культурам, – Европа постепенно навяжет всем флагам мира. <...> На 2004 год из 214 флагов независимых государств 187, т.е. более 80%, подчиняются правилу комбинации геральдических цветов, которое было «придумано» на турнирной площадке где-то между Луарой и Рейном в первой половине XII в. (с. <...> В некоторых странах (например, во Франции и Британии) рождение государства предшествовало рождению нации, в других (в Швейцарии <...>