Татьяна Каширина ЕДИНОРОГ* Образ единорога, во лбу которого сияет «как башня в лунном свете рог» (Р.М. Рильке), пришел из глубокой древности. <...> Самые ранние изображения этого мифологического существа с телом быка (в более поздних традициях оленя, лошади, козла) встречаются на печатях древних индийских городов III тыс. до н.э. <...> По мнению исследователей, из Индии образ единорога проник в ближневосточные и европейские культуры, где стал символом чистоты. <...> В древнегреческих и римских источниках единорог предстает и как реально существующий зверь, обитающий в Индии (по другой версии, в Африке). <...> В христианстве единорог – олицетворение чистоты и девственности – стал символом Девы Марии и Христа. <...> В более поздней западной христианской традиции он превратился в аллегорию Благовещения и атрибут Девы Марии. <...> В Китае и Вьетнаме чудесный зверь, никогда не причиняющий вреда живым существам, до сих пор считается вестником счастья, мира и процветания. <...> Согласно легендам, редкие явления единорога людям (раз в несколько столетий) предвещают рождение великих мудрецов. <...> Так, в Поднебесной он возвестил о приходе в мир Конфуция. <...> Для конфуцианцев единорог – воплощение человеколюбия и гуманности, для даосов – благопожелательный знак. <...> Символ единорога занимает значительное место в геральдике: единорог изображался как на династических и государственных * Каширина Т. <...> 123 Татьяна Каширина (например шотландском, позднее британском), так и на личных гербах и печатях (печать Иоанна Грозного). <...> Символ единорога широко представлен в средневековой мистической литературе, книжной миниатюре, изобразительном искусстве и пластическом декоре. <...> Образ единорога, во лбу которого сияет «как башня в лунном свете рог» (Р.М. Рильке), пришел из глубокой древности. <...> Самые ранние изображения этого мифологического существа с телом быка (в более поздних традициях оленя, лошади, козла) встречаются на печатях древних индийских городов III тыс. до н.э. <...> По мнению <...>