Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №4 2013

СОФИЙНОСТЬ ИСКУССТВА (260,00 руб.)

0   0
Страниц10
ID472598
АннотацияКрасота воспринималась на Руси как выражение истинного и сущностного. Негативные, неблаговидные явления рассматривались отступлением от истины, чем-то преходящим, наносным, не относящимся к сущности и поэтому фактически не имеющим бытия. Искусство же выступало носителем и выразителем вечного и непреходящего – абсолютных духовных ценностей.
СОФИЙНОСТЬ ИСКУССТВА // Вестник культурологии .— 2013 .— №4 .— С. 111-120 .— URL: https://rucont.ru/efd/472598 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Виктор Бычков СОФИЙНОСТЬ ИСКУССТВА* Красота воспринималась на Руси как выражение истинного и сущностного. <...> Искусство же выступало носителем и выразителем вечного и непреходящего – абсолютных духовных ценностей. <...> В этом состоит одна из его характернейших особенностей и один из главных принципов древнерусского художественного мышления вообще – софийность искусства, заключающаяся в глубинном ощущении и осознании древними русичами единства искусства, красоты и мудрости, которое претворялось в удивительной способности русских средневековых художников и книжников выражать художественными средствами основные духовные ценности своего времени, сущностные основания бытия в их общечеловеческой значимости. <...> Искусство и мудрость виделись человеку Древней Руси неразрывно связанными, а сами термины воспринимались нередко как синонимы. <...> И это относилось в равной мере к искусству слова, иконописания или зодчества. <...> Приступая к своему труду, раскрыв первый лист чистого кодекса или рабочей «тетрадки», русский книжник просил у Бога дара мудрости, дара прозрения, дара слова, и эта мольба отнюдь не была только традиционной данью риторской моде своего времени. <...> 111 Виктор Бычков вдохновения («обожен бывааше умомь»!), в высокое назначение искусства. <...> Древний книжник готовится к акту писания (творчества) как к сокровенному таинству, приступать к которому можно только с очищенным сердцем и одухотворенным разумом, наполненным мудростью. <...> Писание для него – почти сакральное действо, осуществление которого немыслимо без помощи Святого Духа, ибо «от негоже точится всяка премудрость». <...> Средневековый человек знал две мудростичеловеческую и божественную и обе связывал с искусством, словесным творчеством. <...> Наиболее полно эту идею, характерную для всей древнерусской культуры, выразил Епифаний Премудрый. <...> К человеческой мудрости, необходимой для книжника, Епифаний относит гуманитарные науки Античности, и прежде <...>