ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЗЕРКАЛО ПРОСВЕТЛЕННОГО ДУХА (Обзор) «Зеркало просветленного духа» – так называется единственное сочинение в истории китайского театра, целиком посвященное теории актерского мастерства и сценического искусства куньцюй. <...> «Покой есть просветленность, просветленность есть пустота, пустота есть недеяние», – говорит Чжуан-цзы (цит. по: 3, с. <...> Издревле зеркало рассматривалось в Китае как миниатюрная копия Вселенной. <...> Соприкасаясь с тайной инь–ян, зеркало попадает в сферу Дао. <...> В трактате Хуан Фан-чо понятие «сокровенное Дао» встречается как критерий высокого мастерства актера. <...> Высокие представлены ритуальной музыкой и танцами, поскольку они, находясь в гармонии с Небом и Землей, отражали законы мироздания. <...> Именно театр, уходящий корнями в ритуальную музыку, по мнению теоретиков искусства, обладал силой изменять нравы и «преображать вульгарность». <...> 92 Зеркало просветленного духа Музыка – основа китайского традиционного театра. <...> Музыка в Китае – один из элементов натурфилософской концепции мира, она есть следствие гармонического союза Неба и Земли и стремления к слиянию инь и ян. <...> Термин «музыка» выражен иероглифом юэ, который служил общим названием пяти ступеней гаммы и восьми звуков. <...> Из дерева делали цилиндр военного барабана, со звуками которого ассоциировалось понятие «музыка». <...> Окружность цилиндра барабана служила символом солярного знака. <...> Таким образом, сочетание ритмов барабана и звучание струнных составляло общее понятие «музыка» (5). <...> В одном древнем трактате говорится: «Деланием творца музыки было трудиться в поте лица своего, но прежде услышать ее в космических звуках Вселенной, а затем организовать согласно законам, Вселенной же и установленным» (цит. по: 5, с. <...> Из великого единого появляются два начала, из двух начал – инь и ян… <...> Все сущее появляется от великого единого, совершает превращения с инь и ян. <...> На этом основывались <...>