С.Г. Горбовская ФЛОРОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ ТЕОФИЛЯ ГОТЬЕ ДО 1850-х годов∗ Теофиль Готье (1811–1872), один из идеологов литературного течения «Современный Парнас», в 1830-е годы, находясь под влиянием В. <...> Гюго, публикует сборник «Первые стихи», в котором, на первый взгляд, продолжает романтическую традицию «живописного стиля», с большим мастерством описывая красоту загородных пейзажей. <...> Но в этом видимом продолжении традиции В. <...> В стихах этого сборника начинает звучать тема закрытого пространства, желание поэта укрыться от людских глаз. <...> Казалось бы, описывается живая природа, однако природный пейзаж застывает, превращаясь в пейзаж акварельный – картина живая преобразуется в запечатленную. <...> В 1835 г. он объявляет, что искусство должно создаваться только ради самого себя, быть «незаинтересованным». <...> Именно в культе «искусства для искусства» Готье находит идеал и смысл жизни. <...> Его идея создания чистого искусства нередко трактуется неточно: парнасцев рассматривают как поэтов, посвятивших себя исключительно форме стиха. <...> Однако за главным лозунгом поклонения Красоте скрывается целый ряд серьезных фундаментальных тем, повлиявших на поэзию второй половины XIX в., – тем, которые позднее будут использоваться символистами: мотив домашнего искусственного сада и домашних ∗ Горбовская С.Г. Флоробразы в поэзии Теофиля Готье до 1850-х годов // Вестник Санкт-Петербургского университета. <...> 89 С.Г. Горбовская растений; тема теплиц и оранжерей, которая вытекает из мотива «закрытых окон», воспеваемого в противовес открытому окну в поэзии В. <...> Гюго, через которое в кабинет поэта проникает живая природа (в виде виноградной лозы или плюща). <...> Подобный «антинатурализм» был обусловлен распадом представлений о единстве мира, связи культуры, религии и природы. <...> Культура, ее общепланетарное наследие становятся главным источником вдохновения поэтов. <...> Бодлер заражают поэтов конца века также темой экзотического, фантазийного путешествия, темой иной <...>