М.А. Занина В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ ДИСКУРСЕ∗ Метафоризация выполняет важную роль в фиксации новых научных знаний. <...> Когда имеющиеся средства научного языка не позволяют исследователю высказать то новое, что он открыл, он прибегает к метафоре, что дает возможность адресату понять новизну знания. <...> Однако автор эталонного текста должен строить его таким образом, чтобы читатель его правильно понял, т.е. отбор, обработка и способ речевого воплощения научной информации осуществляются с учетом фактора адресата, ведь коммуникация возможна в том случае, когда перципиент и реципиент обладают общим набором определенных принципов. <...> Самый очевидный путь – использование термина, в основе которого уже лежит метафора. <...> При этом необходимо заметить, что одни и те же термины в различных контекстах означают разные вещи, и значение метафорического термина можно узнать только из контекста. <...> Сегодня в разных профессиональных сферах деятельности функционируют свои метафоры, которые помогают раскрыть сущность нового объекта на основании его сходства с другим объектом, уже известным в другой области знания. <...> Можно привести пример архитектурных метафор, которые используются в профессиональ∗ Занина М.А. <...> Метафоризация в научно-популярном дискурсе // Вестник Санкт-Петербургского университета. <...> Занина ном дискурсе архитектором, а также в речи индивида: храм души, базис мышления, финансовый фундамент, агрессивные балконы, экспрессия здания и т.д. <...> По мере открытия новых фактов происходит устранение неоднозначности некоторых терминов и появление новых. <...> Так, часть подобных новообразований остается авторским индивидуальным средством образного раскрытия того или иного понятия, а употребление других приобретает стабильный характер, что приводит к созданию нового термина – таким образом некоторые научные понятия получают привычные фиксированные формы. <...> Например, термин «дырка» в значении «дефектный электрон» впервые <...>