Н.В. Жукова ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА∗ В наиболее общем определении «культура» рассматривается как совокупность достижений человечества в производственной, общественной и умственной деятельности. <...> В культуру включаются: продукты материального и умственного труда, система социальных норм и учреждений; духовные ценности; совокупность отношений. <...> Явно или неявно в этот список включаются также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (труд, познание, быт). <...> Разнообразие проявляется во всех сферах жизни каждого народа – разных религиях, философии и искусстве. <...> Абрахам Моль предлагает рассматривать культуру как интеллектуальное «оснащение», которым располагает каждый отдельный человек в тот или иной момент, а также как структуру знаний, которыми он обладает как член социальной группы. <...> Он считает, что мышление порождается культурой и питается ею, по-разному комбинируя элементы знаний, хранящихся в памяти каждого ее представителя (с. <...> С позиций Ю.М. Лотмана, культура – это единый семиотический механизм, объект интеллектуального типа. <...> Культура как целое обладает особым аппаратом коллективной памяти и механизмами выработки новых сообщений на принципиально новых язы∗ Жукова Н.В. <...> Изменение культуры и новая образовательная парадигма // Вестник Уральского института экономики, управления и права. <...> 14 Изменение культуры и новая образовательная парадигма ках, т.е. создания новых идей. <...> Совокупность этих качеств позволяет рассматривать культуру как коллективный интеллект. <...> Он вторичен по отношению к индивидуальному (не исторически, а структурно) и представляет собой устройство, созданное историей человечества. <...> Его механизмы выявлены в языках культуры и закреплены многочисленными текстами (с. <...> , исходим из понимания культуры, предложенного Н.С. Розовым: «Культура – способ организации и развития человеческой жизнедеятельности <...>