ИЛЬИН О ЗНАЧЕНИИ ИСКУССТВА В ДУХОВНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА∗ Иван Александрович Ильин (1882–1954) – русский религиозный философ, общественный деятель, теоретик и историк культуры и искусства. <...> Являясь профессором Русского научного института и членомкорреспондентом Славянского института при Лондонском университете, он вел активную педагогическую деятельность; читал курсы: «История этических учений», «Введение в эстетику», «Религиозная идея восточного православия». <...> Особым предметом его научных интересов являлись вопросы христианской этики, философии искусства, художественного творчества. <...> И самое главное – глубокая взаимосвязь вопросов этики и эстетики. <...> И.А. Ильин доказал, что путь духовного самосозидания каждой отдельной личности неповторим и индивидуален, так как человек, по его определению, «есть личный дух». <...> Дух и духовное являются синонимами совершенства и самосовершенствования. <...> Для того чтобы сохранить внутренний мир от деградации, необходимо овладеть искусством образовывать свой духовный опыт, приобщаясь к высшим ценностям бытия, внутренне устремляясь к «горней» чистоте жизни. <...> Духовный опыт, таким образом, является основой формирования духовно целостной личности, ее особой «душевно-духовной» ауры – пространства и источником самосовершенствования. <...> И.А. Ильин о значении искусства в духовном становлении человека // Искусство и образование. <...> Ильин наделил образ духовного человека такими качествами, как воля к самосозиданию, способность управлять своим развитием и формировать свой характер, видеть свой жизненный путь глазами «духовного сердца» и действовать свободно и с любовью. <...> Формирование этих качеств осуществляется в процессе воспитания и самовоспитания. <...> Поэтому задачу педагогического воздействия И.А. Ильин видел в том, чтобы воспитание перешло в самовоспитание и вывело человека в режим автономного самосовершенствования, так как вне духовной автономии самосозидание <...>