КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ Мишель Пастуро РОЖДЕНИЕ ЧЕРНО-БЕЛОГО МИРА «Для средневековых авторов, почти поголовно служителей Церкви, цвет представляет собой не чувственно воспринимаемое явление, а теологическую проблему» (с. <...> Для средневековой теологии свет – единственная составляющая чувственного мира, которая является одновременно видимой и нематериальной. <...> Если цвет является составной частью света, то с онтологической точки зрения он имеет отношение к божественному. <...> Но если цвет – это материальная субстанция, оболочка, покрывающая предметы, то с цветом нужно бороться, его нужно устранить из культа, прогнать из храма. <...> У Отцов Церкви отношение к цвету скорее враждебное. <...> Но прежде всего это обманчивая маска, скрывающая истинную природу вещей. <...> Впрочем, некоторые Отцы Церкви держались другого мнения: цвет – это свет, а не материя, это ясность, тепло, солнце. <...> В Каролингскую эпоху преобладает скорее второе мнение. <...> После II Никейского собора (787) цвет начинает интенсивно проникать в христианский храм. <...> Любовью к цвету глубоко проникнуты Каролингская (VIII–X вв.), Отто∗ Пастуро М. <...> 138 ∗ Рождение черно-белого мира новская (X–XI вв.) и романская эпохи (XI–XII вв.), а самым известным священнослужителем-хромофилом является Сугерий, настоятель аббатства Сен-Дени. <...> Первые враждебные реакции против цвета связаны с мощным движением конца XI – начала XII в., призывающим вернуться к ценностям и обычаям раннего христианства. <...> Особенно неприемлема для него полихромия – многоцветные витражи, полихромная миниатюра, изделия из драгоценных камней и переливающиеся камни. <...> «В общем, святой Бернард не любит все, что сверкает или блестит» (с. <...> Его противник аббат Сугерий, чтобы превратить храм СенДени в храм цвета, задействовал все техники и средства – живопись, витражи, эмаль, ткани, драгоценные камни. <...> На смену черным или темным девам тысячного года пришли красные девы (XII в.), затем синие (XIII–XV <...>