М.Е. Кравцова НЕФРИТ* Нефрит (юй) занимает исключительное место в культуре Китая. <...> Он считается «национальным камнем», превосходящим все драгоценные камни и благородные металлы. <...> Об этом гласит крылатое выражение: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». <...> В Китае со времен архаики нефрит наделялся особыми свойствами и символическими значениями. <...> Именно из нефрита (а не из золота) делали царские, а затем императорские регалии и регалии высших сановников. <...> Исходное семантическое единство юй и верховной власти – в графическом отражении этого иероглифа, разнящегося с графикой «царь» лишь наличием дополнительной черты в правом нижнем углу. <...> Такое его осмысление отчетливо проявляется в даосской терминологии, передающей верования, теории и практики, связанные с обретением бессмертия. <...> Показательно присутствие этого иероглифа в титулах многих даосских божеств – Нефритовая дева, Нефритовый император и т.д. <...> С юй ассоциировались четыре основных морально-этических достоинства личности, сформулированные в конфуцианской типологии «пяти благих качеств». <...> Мягкий цвет камня и его внутреннее тепло соотносились с гуманностью; его прозрачность – с внутренней чистотой человека и верностью; мелодическое звучание, издаваемое при ударе о нефрит, – мудрость / разумность; твердость – с мужеством и верностью долгу. <...> Кроме того, юй выступает универсальной для китайской культуры эстетической категорией, метафорой внешнего совершенства предметов, явлений и облика человека. <...> – Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/Нефрит 136 Нефрит Природные особенности нефритов нашли отражение в их китайской типологии, основанной на универсальной для культуры Китая хроматической гамме – «пять цветов». <...> Нефриты подразделяются на белые с желтоватым оттенком, сравниваемые в оригинальных источниках с цветом бараньего сала; желтые с коричневым отливом – «цвета вареных каштанов»; красные – «цвета петушиного гребня»; черные – «подобные лаковому <...>