Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №3 2013

ЧЕРНАЯ ТОЧКА ИКОННОГО ЛИКА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторИванов Михаил
Страниц5
ID472555
АннотацияПо мнению автора, язык иконы вмещает чувственную насыщенность античного искусства и условные формы художественной традиции Востока. Обе стилевые установки встречаются в иконном образе «неслиянно и нераздельно» (соответствуя догматическому определению отношений человеческой и божественной природы Христа). В иконе соединяются телесная выразительность, психологизм античного образа и стилистика Ближнего Востока, тяготеющая к знаковой форме, орнаментальности, символизму.
Иванов, М. ЧЕРНАЯ ТОЧКА ИКОННОГО ЛИКА / М. Иванов // Вестник культурологии .— 2013 .— №3 .— С. 125-129 .— URL: https://rucont.ru/efd/472555 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Михаил Иванов ЧЕРНАЯ ТОЧКА ИКОННОГО ЛИКА* По мнению автора, язык иконы вмещает чувственную насыщенность античного искусства и условные формы художественной традиции Востока. <...> Обе стилевые установки встречаются в иконном образе «неслиянно и нераздельно» (соответствуя догматическому определению отношений человеческой и божественной природы Христа). <...> В иконе соединяются телесная выразительность, психологизм античного образа и стилистика Ближнего Востока, тяготеющая к знаковой форме, орнаментальности, символизму. <...> В иконе нет «сантиметра площади», на котором не проявлялись бы, взаимно корректируя друг друга, эти противоположные и питающие иконный образ начала – стилистические и ментальные. <...> Цеховая терминология иконописания четко дифференцирует «личное» и «доличное». <...> Лик и открытое взгляду тело изображаются относительно более достоверно, чувственно насыщенно, «доличное» – плоско, более условно, вплоть до золотого фона, отменяющего зримое пространство, и абстрактной геометрии нимба. <...> 125 Михаил Иванов В этом, как и в других случаях, образ соотнесен с чувственной данностью, но, по существу, независим от нее. <...> Перечисленные качества «личного» – наследие античных традиций, в том числе психологически утонченного позднего римского портрета. <...> По отношению к античной традиции стилистика «доличного» архаична. <...> «Доличное» плоскостно, локально по цвету, лишено психологической проникновенности светотени и колоризма. <...> Сокровенное и более глубокое восприятие иконного образа задано умопостигаемым сплавом вероучительных посылок и целостного эстетического переживания. <...> Эстетически убедительно икона демонстрирует «сочетание несочетаемого»: телесной «достоверности» и абстракции, психологизма и знаковых форм, объема и плоскости, локального цвета и утонченного колоризма. <...> Стилистический синтез иконы интересен сам по себе (в том числе как ключ к пониманию европейской художественной традиции) и мало <...>