– Режим доступа: http://www.stanford.edu/ class/slavic272/materials/declarations/mandelstam_utro1913.pdf 45 ТРЕТИЙ «ЦЕХ ПОЭТОВ»: Е.Э. Фетисова Исследователь акмеизма Т.А. Бек справедливо причислила Третий Цех поэтов к неошколе с глубоким философским и теоретическим (научным) содержанием: «Благодаря мощной педагогической и просветительской энергии Гумилёва акмеизм в весьма спорных очертаниях неошколы просуществовал до начала 20-х годов. <...> В 21-м опять был возобновлен “Цех поэтов” (условно – третий), где Гумилёв, объединив вокруг себя поэтическую молодежь, обсуждал со своими подопечными акмеистические теории, эйдолологию1 – науку об образах, технику стихосложения, стремясь создать поросль “младших акмеистов”. <...> Того же наполнения были и занятия в студии “Звучащая раковина” <…> <...> . Гумилёв с творческой последовательностью проповедовал не устаревшие для него за десять лет устои, то, по ироническому выражению критики, “насаждая ровные ряды акмеистических елочек”, то давая мощный толчок и свободу развития далеким от акмеистических установок дарованиям (как, например, Вагинов или Нельдихен)»2 . <...> Впоследствии не раз предпринимались попытки возобновить деятельность акмеистического Цеха поэтов. <...> В 1920 г. появился Третий Цех поэтов, который был последней попыткой Гумилёва организационно сохранить акмеистическую линию. <...> Олейни1 Эйдолология – наука об образах, термин, принятый в «Цехе поэтов». <...> В статье «Анатомия стихотворения» (1921) Гумилёв писал: «Теория поэзии может быть разделена на четыре отдела: фонетику, стилистику, композицию и эйдолологию. <...> <…>. Эйдолология подводит итог темам поэзии и возможным отношениям к этим темам поэта» // Антология акмеизма: Стихи. <...> Третий «Цех поэтов» просуществовал в Петрограде около трех лет (параллельно со студией «Звучащая раковина») – вплоть до трагической гибели Н. Гумилёва <...> впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества; Г. Иванов и Г. Адамович продолжили и развили многие принципы <...>