Золотухина ДУХОВНЫЕ НАЧАЛА «ЗОЛОТОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ» В ПЕТЕРБУРГЕ∗ Особенности формирования Северной столицы во многом определялись тем, что оно совпало с новым этапом развития всего Российского государства и развития городской культуры как нового типа культурного пространства. <...> В допетровское время города, или, точнее, поселения, в основном формировались вокруг крепостей-монастырей. <...> Так же закладывался и Петербург: на Заячьем острове была возведена в начале XVIII в. <...> Петропавловская крепость как форпост в войне со Швецией, а затем по проекту приглашенного Петром I итальянского архитектора Д. <...> Но в отличие от древнерусских городов, дальнейшее развитие Петербурга пошло уже по новой даже для европейских городов модели. <...> Закладывая город в дельте Невы, Петр I мечтал видеть его открытым, с площадями и прямыми улицами, на которых каменные дома должны были быть выстроены в красную линию «сплошной фасадою». <...> Храму, церковному строительству хотя и отводилась роль городских доминант, но в то же время включение его в архитектурные ансамбли города подчеркивало своего рода равноправие светского и религиозного начал в новой городской культуре. <...> В городе с момента его основания стали возводиться церкви разных конфессий, в первую очередь лютеранские и реформат∗ Золотухина Н.Ф. <...> Духовные начала «Золотого века русской культуры» в Петербурге // История Петербурга. <...> 30 Духовные начала «золотого века русской культуры» в Петербурге ские, позже католические. <...> За кронверком Петропавловской крепости появилась татарская слобода, где жили мастеровые и торговые люди – татары, калмыки, киргизы, турки и др. <...> Утвержденный Петром I принцип веротерпимости имел истоки, весьма отличающиеся от европейских религиозных традиций толерантности. <...> Парадоксально, но именно в исследованиях приверженца евразийства Л.Н. Гумилёва во второй половине ХХ в. было подвергнуто критике укоренившееся в славянофильской и ее преемнице <...>