Каримов ОНТО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОМ ИЗУЧЕНИИ СВОБОДЫ∗ Автор монографии выделяет два главных аспекта рассмотрения свободы в античной онтологии и гносеологии: 1) соотнесение свободы с судьбой, т.е. Фатумом, 2) соотношение свободы в качестве проявления высшего, духовного начала и детерминированного мира материи (с. <...> Первый аспект автор находит у Эпикура и эпикурейцев. <...> В христианской мысли относительно свободы дискутировали сторонники Августина Блаженного и монаха Пелагия. <...> Фома Аквинский пытался синтезировать противоречивые концепции свободы воли в средневековой христианской мысли. <...> Фома Аквинский полагал, что «свободный выбор осуществляется только на основе разума» (с. <...> Эразм Роттердамский открыто утверждал свободу воли, а Мартин Лютер считал католическую концепцию двусмысленной, поскольку она не давала «четкого ответа на вопрос о соотношении свободы воли и божественного предопределения» (с. <...> На качественно новый уровень подняла проблему свободы философия Нового времени. <...> Он строил в этом отношении дуалистическую систему. <...> развивали положение о всеобщей обусловленности природы и человека. <...> Г.В. Лейбниц называл свободу одной из главных проблем в философии. <...> Он сформулировал все основные положения философского спора о свободе воли. <...> Вольтер в своих философских сочинениях утверждал, что все либо фатально предопределено, либо существует свобода, от причин не зависящая. <...> Систему материалистического фатализма создал П.А. Гольбах, полагая, что фатальной необходимости подчинены все поступки человека. <...> Дидро указывал на необходимость различных причинных связей. <...> Пристли связывал фатализм с верой в судьбу. <...> А в трудах И.Г. Фихте свобода «часто противостоит необходимости, но иногда и сочетается с ней» (с. <...> В классической немецкой философии вопрос свободы занимал не последнее место. <...> Шеллинг, Г. Гегель высказывались о свободе сложно и противоречиво. <...> Так, Гегель фактически отрицал «наличие <...>