В.М. Липская ЦИКЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЙ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА∗ Костюм хотя и является одним из самых древних и «массовых» достояний культуры, все еще остается слабо изученным ее элементом, не имеющим глубокого и серьезного научного осмысления. <...> В системе современной культуры костюм действительно является одной из самых очевидных визуальных характеристик человека. <...> Тем более когда речь идет не об утилитарнопредметной, а знаково-символической природе костюма. <...> Через призму костюма представляется возможным понять, каким хочет видеть себя человек начала XXI в., как реагирует он на изменения в культуре, в государственном устройстве, в общественной психологии и менталитете нации. <...> Костюм как внешнее оформление собственного Я фиксирует определенные идеологические установки, маркирует эстетические, психологические и нравственные предпочтения людей, сообществ, государств, эпох. <...> Костюм в настоящем исследовании понимается как образная система, которая демонстрирует внешнему миру внутренний мир человека. <...> Костюм, покрывая-оформляя человеческое тело извне, в действительности представляет собой не еще один поверхностный Липская В.М. <...> Циклический характер изменений в дизайне костюма // Вестник СПбГУ. <...> 107 ∗ В.М. Липская слой, а выступает выражением внутренней сущности человека. <...> Адам и Ева, до вкушения от древа познания, невинно расхаживают по раю нагими, но, как только в них пробуждается духовное сознание, видят, что они наги, и стыдятся своей наготы» (цит. по: с. <...> Костюм и мода развиваются под действием совокупности разнообразных факторов, обсуждаемых во многих работах по истории костюма и социологии моды. <...> Но при достаточно обширном научном осмыслении не существует на сегодняшний день разработанного философско-культурологического исследования теории и практики костюма и моды. <...> Для начала, подчеркивает автор, необходимо разграничить понятия «костюм» и «одежда», которые часто отождествляют. <...> Под одеждой <...>