М.О. Переяслова КАТАРСИС И СМЕЖНЫЕ ПОНЯТИЯ∗ Катарсис (греч. очищение), согласно «Поэтике» Аристотеля, это очищение души от аффектов, вызываемых жанром трагедии, т.е. от страха и сострадания. <...> Это душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе переживания. <...> Для Платона катарсис являлся предпосылкой погружения души в лоно божества. <...> называл аристотелевский катарсис «омовением», которое «совершалось непосредственно ради удовольствия»1. <...> Автор реферируемой статьи М.О. Переяслова пишет, что «катарсис присутствует в произведении, если лежащий в его основе конфликт, оставаясь неразрешенным, а то и неразрешимым, не подавляет читателя или зрителя безысходностью» (с. <...> При этом катарсис принадлежит как эстетической, так и внеэстетической сфере, ибо он воздействует на нравственное чувство читателя или зрителя, возбуждая в них духовную активность. <...> Это современный неокатарсис, а также отсутствие катарсиса и еще антикатарсис. <...> Современная модификация, т.е. неокатарсис, в литературе ХХ в. состоит в том, что в центре «оказываются не локальные трагические коллизии, но устойчиво-конфликтное состояние мира» (с. <...> Неокатарсис свойствен рассказам Чехова, где показано, что «нескладице в человеческой жизни противостоит и независимая от нее природа, в ∗ Переяслова М.О. <...> Катарсис и смежные понятия // Вестник Московского университета. <...> 46 Катарсис и смежные понятия которой естественно сочетаются красота, свобода и “нормальность”, к которой люди приобщаются редко» (с. <...> Чехов в прозе приходит к прозрению героя, к его страстному порыву к лучшей жизни, к преодолению безысходности. <...> «Будучи наследованием и преображением катарсиса традиционного, неокатарсис несет не безусловное обретение гармонии и ясности, но неустранимый порыв к их достижению» (с. <...> Отсутствие катарсиса дает возможность писателю сказать нелицеприятную правду о человеке, при этом не отрекаясь от веры в него. <...> Иногда это описание безвозвратной утраты человеческого <...>