Александр Генис МОДЕРНИЗМ КАК СТИЛЬ ХХ ВЕКА∗ В истории стилей модернизм занимает исключительное положение. <...> Традиционные формы реалистического искусства пытались создать иллюзию действительности, изобразить «кусок жизни». <...> Модернизм поставил под сомнение не только возможность изображения реальности, но и само существование ее. <...> Модернизм стремился не расширить у зрителя представление об окружающей действительности, а воздействовать на его систему восприятия, на наш ментальный аппарат, конструирующий картину мира. <...> Пока художники творили новый мир на холсте или бумаге, в том числе нотной, они назывались модернистами. <...> Когда их революционная активность выплескивалась из эстетической в соци∗ Генис А. <...> – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/zvezda/2000/11/genis.html 14 Модернизм как стиль ХХ века альную сферу, они становились авангардистами. <...> То, что у западного модерниста – художественный прием, у русского авангардиста – шаг на пути к тотальному преображению бытия. <...> Малевич вел искусство не назад, а вперед – в геометрическое царство интеграла. <...> Супрематизм Малевича – яркая точка в долгом русском пути к утопии. <...> 15 Александр Генис Провал социальных проектов авангарда – одна из самых обнадеживающих страниц страшной истории ХХ в. <...> Так, как это делал в своем хрестоматийном стихотворении великий авангардист Владимир Маяковский. <...> Не только космический супрематизм Малевича, но и беспредметный абстракционизм Кандинского на самом деле – попытка свести хаос жизни к алгебре, к новой и вечной гармонии. <...> Подобной индустриальной поэзией полон довоенный кинематограф, быстро ставший любимым искусством модернизма. <...> В сущности, искусство авангарда было бесконечным «производственным романом», который он обещал превратить в «Божественную комедию» модернизма. <...> В это полное трагических предчувствий время родился культ Возрождения. <...> Найти новый миф, способный одухотворить прогресс и срастить распавшийся мир в новое единство, – вот <...>