Н.В. Столбова ШОПЕНГАУЭРОВСКО-НИЦШЕАНСКАЯ МОДЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОСТИ И ЕЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ФИЛОСОФИИ МАКСА ШЕЛЕРА Аннотация. <...> Автор рассматривает шопенгауэровсконицшеанскую кризисную модель европейской духовности, шелеровскую критику учения Ницше о ресентименте с точки зрения феноменологического подхода, антропологическую и социальную проблематику философии Макса Шелера. <...> В противовес нововременным представлениям о возможности построения идеального общества по законам разума и воспитания человека, преодолевающего аффекты, способного жить согласно моральному долгу, вступающего с другими в общественный договор и в этом всем усматривающего свою свободу, А. <...> Если нововременная парадигма является очень оптимистичной, так как в ней человек, действуя по законам разума, вносит свой вклад в «общее дело» общественного прогресса, то выстроенная «философами жизни» парадигма предполагает выведение человека в его духовных практиках за пределы общества. <...> Для Шопенгауэра освобождение от воли является чудом и обрекает освободившегося на одиночество, для Ницше процесс становления «господина над 244 Шопенгауэровско-ницшеанская модель европейской духовности своими ценностями», проходящий в «своей пустыне», существенно затрудняет последующий процесс коммуникации. <...> Противоречия, выделенные в рамках шопенгауэровсконицшеанской кризисной модели духовности, были подхвачены феноменологом Максом Шелером и тщательно проработаны, изначально через призму его критики ницшевского учения о ресентименте, затем через фундаментальные работы по этике и в конце творческой карьеры через учение о человеке. <...> Шелер считает, что центрирование в рассмотрении проблем на отношении воли и разума не позволяет философам схватить ценности в их сущности: они ускользают, так и оставаясь нераскрытыми. <...> Схватить их можно только увидев, что то, «что мы называем “реальным”, действительным прежде всего предполагает <...>