Софронова О «ВЕТХИХ ДЕРЮГАХ», ЗОЛОТОМ «КОРАБЛИКЕ» И «КРАСНОМ ЖУПАНЕ»* Гоголь, представляя человека телесного, существенно дополняет его внешний облик одеждой. <...> Писатель не стремится к созданию этнографических портретов хуторян в национальных костюмах. <...> Он как бы отодвигает от них эти костюмы, зачастую ограничиваясь перечислением наименований. <...> Нет такого персонажа, чья одежда не была бы поименована: «догадливые политики в серых кобеняках и свитках», «баба в козацкой свитке», «толстый человек в зеленом сюртуке» мелькают на страницах повестей. <...> Ранние повести пестрят названиями одежды – это кобеняки, которые «.и поныне носят малороссийские мужики», свитки, кунтуши, жупаны, овчинные кожухи. <...> Этот мотив разворачивается в «Пропавшей грамоте» и в одном эпизоде «Страшной мести». <...> О «ветхих дерюгах», золотом «кораблике» и «красном жупане» // Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. <...> Катерина в «Страшной мести» выступает в золотом кораблике, верх которого делался из «сутозолотой» парчи, «с небольшим вырезом на затылке, из которого выглядывал золотой очипок, с двумя выдавшимися, один наперед, другой назад, рожками, самого мелкого черного смушка». <...> В рассказах деда («Пропавшая грамота») царица появляется «в золотой короне, серой новехонькой свитке, в красных сапогах». <...> Горожане одеваются иначе, чем сельские жители, что привлекает их внимание, как, например, сюртук Ивана Осиповича жителей села Мандрык в «Двух главах из малороссийской повести “Страшный кабан”», который «производит. удивительное влияние». <...> Степан Иванович Курочка («Иван Федорович Шпонька и его тетушка») щеголяет в панталонах из цветной выбойки и китайчатом желтом сюртуке. <...> 250 О «ветхих дерюгах», золотом «кораблике» и «красном жупане» Фасоны часто называемой одежды намечены штрихами, но их цвет всегда находится на первом плане. <...> Сюртук Григория Григорьевича – зеленый, как и жупан, который надевает Вакула в Петербурге, кафтан <...>