Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №4 2012

НАИЗУСТЬ: О МНЕМОНИЧЕСКОМ БЫТОВАНИИ СТИХА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторГронас Михаил
АвторыДушенко К.В.
Страниц6
ID472434
АннотацияВ статистическом измерении XX век был веком верлибра на Западе, но не в России. И дело не только в количестве, но и в символической ценности: все канонические русские поэты, начиная с Серебряного века и вплоть до последнего общепризнанного национального классика Иосифа Бродского, писали в основном рифмованным и метризованным стихом
Гронас, М. НАИЗУСТЬ: О МНЕМОНИЧЕСКОМ БЫТОВАНИИ СТИХА / М. Гронас, К.В. Душенко // Вестник культурологии .— 2012 .— №4 .— С. 124-129 .— URL: https://rucont.ru/efd/472434 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Михаил Гронас НАИЗУСТЬ: О МНЕМОНИЧЕСКОМ БЫТОВАНИИ СТИХА∗ В статистическом измерении XX век был веком верлибра на Западе, но не в России. <...> И дело не только в количестве, но и в символической ценности: все канонические русские поэты, начиная с Серебряного века и вплоть до последнего общепризнанного национального классика Иосифа Бродского, писали в основном рифмованным и метризованным стихом. <...> Одно из истолкований этого феномена связано с возрастом русской поэтической традиции. <...> По западноевропейским меркам русская поэзия сравнительно молода, период «истощения ресурсов» у нее пока не наступил и резерв формальных возможностей еще не исчерпан. <...> Однако идея «исчерпанности» и метафора «ресурсов» едва ли применимы к области литературных форм. <...> Воспроизводство культурных форм прекращается не тогда, когда истощаются их (на самом деле неистощимые) ресурсы, но в тот момент, когда на них падает спрос. <...> В случае с традиционным стихом такой спрос поддерживается мнемоническим бытованием поэзиисетью культурных практик, связанных с запоминанием, воспроизводством и трансляцией религиозных или литературных текстов. <...> Эти практики, в свою очередь, зарождаются и поддерживаются внутри систем воспитания и образования, которые навязывают ∗ Гронас М. <...> – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2012/114 124 Наизусть: О мнемоническом бытовании стиха школьникам представление о ценности заучивания стихов наизусть и вырабатывают в них соответствующие навыки. <...> Метр, рифмы и строфы представляют собой не что иное, как мнемонические средства. <...> Когда общество перестает запоминать поэзию наизусть, средства ее фонической (и мнемонической) организации оказываются невостребованными, что и произошло на Западе. <...> Иными словами, пока читатели читают по памяти, поэты пишут для памяти. <...> Заучивание наизусть – одна из древнейших и наиболее распространенных культурных практик, играющая ключевую роль во всех традициях с каноническими текстами, будь <...>